Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Сворачивание федерализма как структурное препятствие для развития России

Владимир Рыжков, Председатель Движения «Выбор России»:

Практически все специалисты едины во мнении, что Россия сегодня является федерацией только номинально, по названию. Как отмечает, например, профессор права Ирина Умнова: «Сложившаяся ситуация дает основания говорить не просто о деградации федеративных отношений и ослаблении управления государством: за почти 20 летний период постконституционных преобразований в России произошла деконституционализация федерализма, воплощение его конституционной модели в систему унитарного, неэффективного и недемократического государственного устройства». 

Федерализм, не успевший встать на ноги в 1990-е годы, был в 2000-е годы шаг за шагом демонтирован, заменен привычным для России вертикальным административно-территориальным характером управления и властвования.

При этом федерализм как система постоянного диалога региональных сообществ, центра и регионов, как система политического торга и компромиссов, как система вертикального разделения властей и баланса интересов, как система широких прав регионов на самостоятельные решения и эксперименты, на свою самостоятельную правовую и политическую систему, совершенно не востребован сегодня ни элитами, ни обществом:

а) Федеральная политическая элита управляет страной, как империей, что естественно в ее интересах. Крупнейшие бизнес-компании также чувствуют себя комфортнее в унитарном государстве, в котором все унифицировано, и региональные власти робеют перед любым москвичом. Региональные партии запрещены, а федеральные – управляются авторитарно и москвоцентричны. Региональные элиты не мыслят себя иначе, чем в системе вертикального подчинения столице. Им не приходит в голову представить себя в качестве равноправного партнера политического торга, как это должно быть в федеративном государстве. Как замечает Андрей Захаров, «региональные лидеры не понимают, зачем центральной (и любой другой) власти с кем-то договариваться, если она и так власть, и почему мнение меньшинства должно быть учтено при выработке политики, если его можно не учитывать». (2). За редкими исключениями (например, Татарстан), региональные элиты имеют крайне смутные представления о природе федерализма и не предъявляют на него спроса. (3)

б) Граждане России в еще меньше степени знают, что такое федерализм и в еще меньшей степени привержены федералистской культуре, для которой характерны в первую очередь: сильная региональная идентичность, стремление к региональной инициативе и самостоятельности, отношение к федеральному центру как к партнеру, а не как к патрону, спрос на внутрирегиональную и местную демократию.

В массовом сознании продолжает доминировать идеал централизованного, унитарного государства, в котором власть сосредоточена не просто в Москве, но более того – в руках одного человека. Согласно свежему опросу «Левада-центра» (18-21 ноября 2016 года) ответ «Нашему народу всегда нужен сильный и властный руководитель, «сильная рука» собрал 35% ответов, что «такой нужен в нынешней ситуации» - собрал 37%. То есть в сумме – более 70% населения выступают за единоличную и централизованную власть. 

Слабой остается и важная для становления федерализма региональная идентичность людей. Исследование, проведенное исследовательской группой «Циркон» в 2011 году, показало, что население четырех исследованных субъектов федерации (Ивановская область, Краснодарский край, Пермский край и республика Татарстан) считают себя прежде всего гражданами России (42% ответов), далее жителями своего города/села (35%), и лишь 16% - жителями своего региона.

К тем же выводам приходит Нелли Романович, социолог из Воронежа, на основании ряда исследований, проведенных ею на протяжении ряда лет: «большинству российских граждан присуще монархическое политическое сознание, которое идет вразрез с действующим законодательством». Так, по ее данным, более половины опрошенных россиян в 2014 году считали, что губернаторы должны отвечать перед президентом, а мэры – перед губернатором. И только 37% считают, что они должны отвечать перед избравшим их населением. 

В таких условиях очевидно, что федерализация России на сегодняшний день невозможна в результате как политических и гражданских усилий различных элит (федеральных, региональных, местных), так и населения, для которых этот концепт, хоть и прямо предписанный Конституцией, остается малопонятной и невостребованной абстракцией. То есть «федерализация снизу» невозможна, если только по какой-то неизвестной нам причине не произойдет нового катастрофического ослабления федерального центра, и региональные элиты не пойдут на него в грубую и не ограниченную никакими институтами и приличиями, разрушительную, атаку, как это было отчасти в 90-е годы. 

Еще более сложно ожидать и «федерализации сверху», то есть по инициативе федеральных властей и федеральных политических и бизнес-элит. Во-первых, они являются основными выгодоприобретателями от централизации и унификации, концентрируя (и практически бесконтрольно) в своих руках 2/3 бюджетных и других ресурсов страны. Во-вторых, федеральные элиты в подавляющем большинстве идейно убеждены в необходимости жесткой централизации страны во избежание нового «парада суверенитетов» и угроз распада государства. Характерно, что уже в первом своем выступлении в Госдуме в августе 1999 года при назначении и.о. премьер-министра В. Путин высказался за назначение губернаторов и построение вертикали власти. (8) В дальнейшем он и его кабинеты министров, парламент и парламентские партии неуклонно проводили политику унификации, централизации, ограничения прав регионов и муниципалитетов, ограничения демократии на всех уровнях.

В этих условиях остается только один теоретически возможный вариант реализации федералистских преобразований в интересах страны – а именно новое выдвижение сильных аргументов в пользу федерализма, и вследствие этого постепенное осознание политическим руководством страны необходимости таких преобразований. Критически необходим анализ и тех структурных проблем, которые порождает сложившаяся вертикальная, иерархическая, бюрократизированная модель управления регионами из неоимперского центра.

Одна из значимых попыток анализа и описания структурных проблем, порождаемых централизацией и унификацией страны, была предпринята, в частности, в подготовленной по заказу Правительства РФ в 2011 году Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года (или «Стратегии 2020»), глава 23 которой как раз была посвящена необходимости развития реального федерализма, местного самоуправления и новой межбюджетной политики. Раздел готовился под руководством видных специалистов И. Стародубровской и В. Глазычева – убежденных демократов и федералистов. 

В Концепции были выделены следующие основные проблемы, вызванные демонтажом федерализма, унификацией и централизацией страны:

- блокировка развития местного самоуправления, его фактическое разрушение;

- подавление региональной и местной инициативы противоречивыми указаниями федеральных ведомств, вместо проведения единой федеральной политики, чрезмерная отчетность перед центром и мелочная регламентация;

- конфликт между установками Центра на развитие и одновременно на сохранение стабильности при помощи осуществления популистской политики, что тормозит любые реформы;

- происходит отток квалифицированных кадров из сферы управления, наблюдается рост коррупции в региональных органах власти;

- деградация региональных элит в условиях подавления их самостоятельности, приоритета лояльности над эффективностью, слом социальных лифтов. Яркие политики отторгаются системой;

- подавление политического плюрализма и представительства провоцирует рост националистических и популистских настроений;

- сохранение статус-кво не даст стране возможности перейти к постиндустриальным формам экономического развития.

Авторы раздела Стратегии делают следующий вывод: «Ограничение самостоятельности и подавление инициативы региональных и местных органов власти, деградация субнациональных элит, отчуждение населения от власти и рост протестных настроений происходят в условиях, когда развитие конкурентоспособных территорий, обеспечение в них высокого качества жизни становятся ключевыми факторами современного экономического роста». Без федерализма и местного самоуправления не будет развития регионов – а значит, и развития всей России – заключают авторы раздела. 

При этом федерализация в обоих предложенных ими сценариях – умеренно-реформаторском и радикально-реформаторском – предполагает первоначальным условием политическую реформу. Что по-прежнему вступает в очевидное противоречие с интересами и представлениями федеральных элит, приверженных ставке на полную управляемость и лояльность.

  • Как известно, «Стратегия - 2020» так и не стала программой практических преобразований. В том числе и в области федеративных отношений, в части которых стратегия имела наиболее решительный и последовательный характер. Причиной неудачи, как выразился Михаил Дмитриев, стало «отсутствие политических возможностей для ее реализации». 
  • Таким образом, можно считать общим мнением специалистов-экономистов и регионалистов, что современная централизация и унификация страны, концентрация ресурсов в центре и выкачивание ресурсов развития из регионов, превращение большинства из них в системы распределения социальной помощи населению, на что уходит основная часть их бюджетов, фактический запрет на инициативу, ликвидация региональной демократии и местного самоуправление, бедственное положение большинства городов – является не просто серьезным, но ключевым структурным препятствием для развития России. Как и то, что сегодня не существует политических и общественных условий для становления федеративной системы.
  • Для начала и осуществления реформ остается один путь. Это подготовка, публикация и настойчивое продвижение федералистской аргументации и программы для политического руководства страны, федеральных политических элит, руководства политических партий. Только если и когда они осознают ключевую важность федерализма для сохранения целостности страны и ее успешного развития, станет возможным движение по этому пути.

Экспертная группа "Европейский диалог"

27 февраля 2017

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Март 2017 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  
Новости в стране

22 марта 2017
С россиян начали взыскивать налоги за долги

21 марта 2017
Список самых состоятельных россиян по версии Forbes возглавил Леонид Михельсон

15 марта 2017
Создание мемориала на месте убийства Бориса Немцова поддерживает четверть россиян

15 марта 2017
Половина россиян признали судей продажными

15 марта 2017
Более четверти россиян прошли через тюрьмы

15 марта 2017
Почему в России не получаются реформы - конференция ВЦИОМ

15 марта 2017
В Совфеде поддержали отмену налогов для подсанкционных друзей Путина

15 марта 2017
Голодец рассказала об уникальных чертах бедности в России

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков