Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Владимир Рыжков: Почему расширение России вызовет кардинальную смену региональной политики

 

Присоединение Крыма к России – повод обратиться к теме российского федерализма: каково оптимальное распределение полномочий и ресурсов между федеральным центром, регионами и местным самоуправлением? Какие российские регионы и города претендуют на положение новых центров развития? Что лучше – выбирать губернаторов и мэров или назначать? Зачем нужен Совет Федерации и как он должен формироваться?  Таковы основные темы доклада «Россия: подъем регионов» в рамках многогранной «Стратегии-ХХI», подготовленной национальным Советом по внешней и оборонной политике. Автор доклада – Владимир Рыжков, один из самых известных и влиятельных либеральных политиков нашей страны, в прошлом – первый заместитель председателя Государственной Думы, соавтор (совместно с Борисом Немцовым и Владимиром Миловым) получивших огромное общественное звучание антикоррупционных расследований, по поводу которых они судились с самим Владимиром Путиным. В настоящее время Владимир Рыжков – профессор Высшей школы экономики.

- Владимир Александрович, присоединяя Крым, мы ухудшаем экономическое положение всей страны – во-первых, из-за необходимости вкладываться в Крым, который инфраструктурно полностью зависит от Украины и чей бюджет дотационен на две трети. Во-вторых, из-за западных санкций. Можете ли вы оценить объем общих экономических потерь России от этого шага?

- Цена Крыма для России будет высокой – и в ближайшей перспективе, и в отдаленной. В объеме около 1 млрд долларов (35 млрд рублей) в год мы будем дотировать дефицит бюджета Крыма. Еще примерно столько же будет уходить на пенсии и другие социальные расходы. Всего в этом году министр финансов Антон Силуанов планирует выделить Крыму и Севастополю помощь   в размере 240 млрд рублей (6,8 млрд долларов). Это огромная сумма, значительно превышающая, например, бюджет Свердловской области (около 190 млрд рублей). При этом население Свердловской области более чем вдвое превышает население Крыма, а долги области превысили 30 млрд рублей.  Мы видим, что правительство России выделяет сотни миллиардов рублей Крыму, при том, что долги российских регионов уже более 2 трлн рублей и продолжают быстро расти. То есть помочь регионам возможностей у Москвы нет, а Крыму – сразу нашлись.

Кроме того, большие расходы нам придется понести на инфраструктуру Крыма: водоснабжение и энергоснабжение полуострова (сейчас Крым на 80-85% по воде и электричеству зависит от поставок с Украины).  Мост через Керченский пролив обойдется не менее чем в 50  млрд рублей.

Создание водовода по дну Керченского пролива и строительство водохранилищ обойдется в сопоставимую с мостом сумму.Также придется тянуть электрические кабели для энергоснабжения из Краснодарского края и строить на полуострове новые  электростанции. Стоимость всего этого  – от 3 до 300 млрд рублей – пока только считается. Не уйти от дорогостоящих вложений в дороги, порты, аэропорт в Симферополе, газификацию.

Таким образом, общий объем расходов российского бюджета на два новых субъекта федерации я оцениваю не менее чем в 350-400 млрд рублей (10-12 млрд долларов) ежегодно в ближайшие 5 лет. Это значительно превысит расходы на Олимпиаду в Сочи и ляжет на экономику и бюджет России дополнительным тяжелым бременем.

"Правительство России выделяет сотни миллиардов рублей Крыму, при том, что долги российских регионов уже более 2 трлн рублей и продолжают быстро расти"

 

РИА Новости/Александр Астафьев

 

 

- А есть ли какие-либо преимущества от присоединения Крыма, которые способны перекрыть, компенсировать эти потери?  


- В ближайшие 10 лет потенциальные доходы от развития экономики Крыма никак не смогут компенсировать расходы России на Крым и Севастополь.  Общий ущерб от растущей изоляции России, роста международной напряженности, возобновления гонки вооружений, оттока капитала и отъезда людей из России пока оценить трудно, но  он будет значительным. Например, в этом году ВВП России, скорее всего, уже сократится – на фоне роста экономик США, ЕС, Китая, Японии и Бразилии.  За присоединение Крыма придется заплатить каждому из нас, и немалую цену. И, боюсь, платить придется не один год – снижением уровня жизни, дальнейшим падением качества российских здравоохранения, образования, дорог, жилья и так далее.

 

- Где, в каких регионах России может рвануть «мина» сепаратизма, заложенная в Крыму? Какие из российских регионов могут воспользоваться крымскими «лекалами» для постановки в будущем вопроса о самоопределении и независимости?


- Сегодня непосредственной угрозы сепаратизма в России нет. Во-первых, пока что сохраняется социально-экономическая и политическая стабильность. Во-вторых, очень сильны силовые и репрессивные органы, способные и готовые подавить любые слабые проявления сепаратизма. Недавно принят закон об уголовной ответственности за призывы к сепаратизму (то есть даже не за действия, а за слова).

Однако потенциал сепаратизма в России достаточно велик. Он всегда существовал – и в царское, и в советское время. В наши дни этот потенциал существует на Кавказе, в Калининграде, в Поволжье (прежде всего, в Татарстане и Башкирии), на Урале (идея Уральской республики), в Сибири в целом и отдельных сибирских регионах (например, в Якутии и Туве).  Сепаратизм, как и в 1917 году, как в конце 1980-х, может вновь вспыхнуть в случае острого политического кризиса в центре (в Москве) и глубокого социально-экономического кризиса.  Ни того, ни другого нельзя полностью исключать в ближайшие 10 лет. Ведь российская экономика слаба, общество разобщено и атомизировано, политические институты слабы. В случае политических и экономических потрясений страна вновь может начать разваливаться. И на первый план вновь может выйти национальная, религиозная и региональная идентичность.

В первую очередь свои права на отделение либо на повышение статуса в составе России заявят ресурсно и экономически богатые регионы. Политика грубой «вертикали власти», жесткого ограничения ресурсов и полномочий регионов, высасывания ресурсов из регионов Москвой – только усиливает такие настроения. Если регионам некомфортно в стране, если они не видят ясных перспектив развития – от них трудно будет ожидать желания жить в едином государстве. Подобные настроения есть в канадском Квебеке, испанской Каталонии, на богатом севере Италии – примеров в мире найдется немало.

Но и бедные регионы могут вступить на путь сепаратизма – в случае, если федеральный центр бросит их на произвол судьбы, прекратив или резко сократив финансовую поддержку.  В этом случае Крым может выступить опасной моделью для действий сепаратистов. Они смогут ссылаться на право народов на самоопределение, на «международное право» и «крымский прецедент», инициировать референдумы об отделении.

 

- Целесообразно ли на фоне истории с Крымом сохранять национальные образования в составе России? Как вы относитесь к идее их ликвидации путем укрупнения субъектов РФ? Могут ли, с вашей точки зрения, нынешние федеральные округа послужить прообразами будущих макрорегионов? 


- Национальные образования – республики с «титульными» нациями – сложились исторически, уже почти век назад. Сложились их традиции, институты, своеобразная политическая культура. Пытаться сегодня разрушать республики, ломать их через колено – опасная авантюра с непредсказуемыми последствиями. Попытка ликвидировать национальные республики вызовет у многих народов России чувство унижения, ущемления их прав, подольет масла в огонь национализма, сепаратизма, породит острые межнациональные конфликты. Само по себе слияние, переименование субъектов федерации не решит ни одну из наших реальных проблем, а только породит новые. Поэтому мы в «Стратегии-ХХI» выступаем за неизменность существующих субъектов Российской Федерации.

Что касается федеральных округов, то мы пришли к выводу, что все свои задачи они уже выполнили, и их можно ликвидировать как лишнее звено уравнения.  В то же время можно использовать «сетку» федеральных округов для размещения отдельных структур федеральных органов власти. Это можно использовать для оптимизации их работы и сокращения численности чиновников.

- В «Стратегии-ХХI» вы подчеркиваете, что половину ВРП страны производят всего 9 регионов. Это, конечно, ненормально. Но какими способами подтолкнуть к зарабатыванию остальные субъекты? Какие ресурсы и полномочия вы предлагаете оставить федеральному центру, а какие «на земле» – в субъектах и местному самоуправлению?

- Действительно, сегодня в стране растут и развиваются буквально несколько регионов, богатых сырьем (например, Сахалин), временные всплески роста были в регионах, куда федеральный центр вложил огромные деньги – это Владивосток во время подготовки саммита АТЭС, Сочи при подготовке к Олимпиаде. Само собой, развивается Москва, где крутятся огромные деньги и платят налоги монополисты. Все остальные регионы не развиваются или развиваются плохо, накапливая долги.

Финансовая несамостоятельность, а то и нищета многих регионов – вещь рукотворная. Во многом это результат политики федерального центра. Сегодня федеральный центр забирает себе около 13 трлн рублей доходов. Доходы всех 83-х (без Крыма) субъектов федерации в сумме составляют 8 трлн (при этом, как я уже сказал, у них уже более 2 триллионов долгов), а доходы более чем 20 тыс. муниципалитетов – лишь около 3 трлн рублей. То есть Москва забирает себе доходов больше, чем все регионы и муниципалитеты вместе взятые!  Благодаря этому федеральная власть может позволить себе практически всё – Олимпиаду в Сочи, Чемпионат мира по футболу, рост бюрократического аппарата и рост зарплат чиновников, программу перевооружения армии на 20 трлн рублей, сотни миллиардов рублей расходов на Крым. А регионы всё глубже залезают в долги, чтобы просто платить зарплату врачам и учителям.  Это история с «коротким одеялом» – центр так сильно натянул его на себя, что у регионов не просто мерзнут ноги – многие их уже себе отморозили.

В «Стратегии-ХХI» мы предлагаем комплексное решение – радикальную регионализацию страны. Регионализация должна включать в себя передачу ресурсов, полномочий, части налогов в регионы и муниципалитеты. Регионализация производственного потенциала требует поддержки региональных проектов по размещению и реконструкции производств, особенно в регионах отстающего развития. В области налогов мы предлагаем передать регионам все поступления от налога на прибыль и все акцизы, а также 30% от НДС, распределив эти деньги пропорционально численности населения. Это увеличит доходы регионов более чем на 15%, значительно вырастет число самодостаточных регионов, у них появятся деньги не только на зарплату, но и на развитие. Доходы федерального бюджета сократятся на 10%, но это оправданно и справедливо. Позже можно еще передать регионам часть поступлений от НДПИ (например, 30%, что увеличит доходы регионов еще на 14%).

Все эти меры запустят экономический рост в регионах, а значит, и во всей стране. Вырастет качество жизни, в том числе за счет развития социальной сети и инфраструктуры. А федеральный центр откажется от части коррупционных, неэффективных проектов, сократит бюрократию, что тоже будет иметь оздоравливающий эффект. Таким образом, регионализация человеческого капитала, интеллектуального потенциала, налогов, ресурсов и полномочий не ослабит, а укрепит федерацию. Ведь успешное развитие регионов, улучшение жизни людей сделает Россию более комфортной и привлекательной для её граждан. И наоборот, деградация региональной жизни снижает привлекательность жизни в единой стране.

 

"Мы предлагаем создать новый «каркас роста»: 30 крупных городов, новых «столиц России», центров модернизации и роста, плюс 100 средних городов и 10 инноградов"
РИА Новости/Павел Лисицын


- Главное – есть ли для развития федерализма и местного самоуправления потенциал не только полномочий, но и квалифицированных кадров, которые будут грамотно их исполнять? Особенно учитывая нынешний уровень повсеместной и всепоглощающей коррупции. Как привлечь в регионы не только денежный, но прежде всего хороший человеческий капитал?


- Люди – главный ресурс и условие развития. Если активные, молодые, образованные люди будут продолжать уезжать из регионов в Москву, а из нее – дальше на Запад, перспектив развития у регионов, да и у России в целом, не будет.  Регионализация кадров должна стать первым шагом. Уже затем – передача полномочий под имеющиеся ресурсы и кадры. Пока что в регионах России, к счастью, сохраняется хороший человеческий потенциал. В том числе, и даже особенно – на Урале и в Сибири. Сохраняются сильные вузы, научные школы. Всё это следует не только сохранять, но и всемерно развивать. Для этого мы предлагаем значительно увеличить финансирование региональных университетов, вузов, научных центров – как центров подготовки и удержания лучших кадров. Именно там должны готовиться современные лидеры управления, политики, экономики, общественной деятельности.

Также мы предлагаем новую стратегию пространственного развития, предлагаем создать новый «каркас роста»: 30 крупных городов, 30 новых «столиц России», центров модернизации и роста, плюс 100 средних городов и 10 инноградов. Именно эта структура развития «30+100+10» – будущее России. Среди них – Пермь, Екатеринбург, Челябинск. Здесь сосредоточены центры образования, науки, бизнеса, логистики, культурной жизни. Эти центры следует обеспечить необходимыми налоговыми и финансовыми ресурсами. Каждый из нас – патриот своего региона, своего города. И если наши города, наши регионы будут быстро развиваться, получат необходимые для этого ресурсы, если среда и условия жизни станут комфортными для людей, лучшие специалисты перестанут покидать родные места, будут реализовывать свои таланты дома. Так предлагаемая нами регионализация даст кумулятивный эффект роста  и одновременно – улучшения качества регионального человеческого капитала.

Что касается коррупции, то её сокращение должно стать результатом улучшения качества политических институтов, процедур, прозрачности и подотчетности, развития политической конкуренции.  Мы предлагаем лишить губернаторов права вмешиваться в процессы формирования местной власти, в назначение сити-менеджеров, ограничить сроки пребывания одних и тех же людей во власти, расширить властные и контрольные полномочия представительных органов. Необходимо радикально расширять права и возможности общественных организаций на региональном и местном уровне.

 

- А по каким критериям следует выбирать центры развития, чтобы не ошибиться?


- Главные критерии их отбора – население около миллиона или около того, наличие сильных университетов и промышленности, центральное положение в своем регионе, выгодное географическое положение. Эти города должны стать центрами развития, конкурентоспособными на мировом уровне. Они должны быть главными центрами роста в стране и в том числе разгрузить Москву.  Екатеринбург – хороший пример города, в котором есть удачное сочетание всех этих факторов и который может стать одним из наиболее успешных центров динамичного развития, одной из процветающих «новых столиц России». Сто средних городов – это города, где население не менее 100 тыс. человек, где также есть важные факторы развития – крупные вузы, социальная инфраструктура, современные производства, транспортная доступность. Десять инноградов – это свободные экономические зоны, занятые разработкой и продвижением инновационной наукоемкой продукции.

 

- Не получится ли так, что вся жизнь сосредоточится в этих городах, а у остальных опять будет «супчик жидкий»?


- Предполагаемый нами список 30 «новых столиц» объективен, он равномерно распределяет центры роста по всей территории и всем макрорегионам страны и принципиально лучше нынешней исключительно «москвоцентричной» модели.

 

- Одна из ваших идей – укрупнять муниципалитеты. Но как при этом не допустить исчезновения с лица земли населенных пунктов, за счет которых будет проходить укрупнение – деревень, сел? Или они вообще не нужны в рыночной экономике? 


- То, что мы предлагаем, лишь оптимизация управления, это не имеет ничего общего с печальной памяти «укрупнением сел». Мы не должны допустить обезлюживания страны и запустения земель. Можно объединять органы управления, но при этом школы, почтовые отделения, клубы, амбулаторные пункты, отделения «Сбербанка» и другая необходимая для жизни на селе социальная инфраструктура должна сохраняться.

- Согласен с точкой зрения, которую вы высказываете, что Москва исчерпала ресурс развития: возможности для дальнейшей концентрации у нее нет. Следует ли из этого, например, что нужно разгружать Москву от бюрократии, расселять ее вместе с функциями и полномочиями в другие города? Не снизится ли в таком случае качество управления?

- В то время как провинция хиреет, Москва пухнет. Она, как огромный пылесос, втягивает в себя сотни тысяч и миллионы работников со всей страны, обескровливая тем самым регионы.

Недавно мэр Москвы Сергей Собянин назвал новую цифру численности населения столицы - 15 млн человек. Это уже более 10% населения страны! Но Москва продолжает быстро расти территориально и численно – недавно начат новый проект «Большая Москва», к городу прирезали огромные территории Московской области. Москва задыхается от перенаселённости, от пробок, от плохой экологии, от дороговизны жилья и продуктов питания. С каждым годом город становится всё менее пригодным для нормальной жизни.

Такие негативные эффекты – прямое следствие сверхцентрализации страны. Люди едут в Москву не потому, что любят столицу и не любят свою малую родину. Они были бы рады жить у себя на Волге, на Урале, в Сибири, если бы там была достойная работа и зарплата, достойные условия жизни. Проблему безудержного разрастания Москвы и деградации провинции решает та самая кардинальная регионализация, которую мы предлагаем в «Стратегии ХХI». Если оставлять больше ресурсов регионам, запустить сетку роста «30-100-10», заставить корпорации платить налоги по месту производства, развивать региональные университеты и научные центры, вдохнуть жизнь в местное самоуправление, приток людей в Москву сменится оттоком. Специалисты будут оставаться в регионах и развивать свои карьеры там. Передача полномочий и ресурсов в регионы повлечет сокращение московской бюрократии. И пусть столичные функции остаются в Москве. Главное – передать как можно больше ресурсов и полномочий регионам. Проект расширения столицы «Большая Москва» вообще должен быть отменен как отвлекающий еще больше ресурсов от развития страны на развитие Москвы.

 

- Как вы, человек с Алтая, оцениваете качество современного управления такими стратегическими в наступившем веке регионами, как Восточная Сибирь и Дальний Восток? Что тут надо менять?


- Восточная Сибирь и Дальний Восток – наиболее отдаленные от Москвы регионы, находящиеся при этом в тяжелом социально-экономическом положении: суровый климат, географическая отдаленность, маленькое и сокращающееся население. При этом регион, действительно, имеет огромное стратегическое значение для России. К счастью, в последнее время значение этого региона осознано на федеральном уровне. Идет активная реализация энергетических проектов на Сахалине и в целом в регионе. Большие вложения сделаны во Владивосток. Создано новое министерство, занимающееся развитием региона. Все это шаги в правильном направлении.

Мы в «Стратегии-ХХI» предлагаем двигаться еще дальше. Мы предлагаем рассматривать и развивать Сибирь и Дальний Восток – от Урала до Тихого океана – как один единый макрорегион. Мы убеждены, что Сибирь может стать локомотивом развития всей России – своего рода российской Америкой или Канадой. Для этого у Сибири есть всё необходимое – энергичное,  пассионарное население, богатые минерально-сырьевые ресурсы, выход к Тихому океану, на крупнейшие в мире рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Для реализации новой стратегии «Поворота на Восток» мы предлагаем, в частности, решительно отказаться от статуса Сибири как военно-стратегического тыла и сырьевого придатка европейской части страны, от концепции «Сибирь как колония».  Сибирь – наиболее перспективный источник роста России, только необходимо перепрофилировать сибирскую экономику от просто добычи – к глубокой переработке сибирского сырья, развивать производство водоемких  товаров, в том числе продовольствия, дефицит которого в мире обостряется. Для развития этой территории мы предлагаем оставлять львиную долю сибирских налогов и поступлений в Сибири, создать новый Фонд развития восточных регионов,  открыть их для масштабных прямых иностранных инвестиций из всех развитых стран АТР, а не только из Китая.

"Возможно, будет целесообразно ликвидировать Минрегионразвития, передав государственные функции регионального развития другим министерствам"
РИА Новости/Сергей Мамонтов


- А министерства регионального развития недостаточно?


- Проблема управления региональным развитием не сводится к одному только министерству регионального развития. Сегодня в стране в целом нет системы управления федеративными отношениями и региональным развитием.  В  нашей «Стратегии-ХХI» мы предлагаем создать такую систему.  Она должна включать в себя реформированный, активный Совет Федерации,  необходимо принять законы о Государственном Совете и Совете законодателей, закрепив их функции и полномочия.

Региональное развитие невозможно без квалифицированного экспертного сопровождения. Мы предлагаем создать Институт пространственного развития, который бы консультировал органы власти по вопросам регионального развития. Также необходимо создать специализированные банки и фонды, отвечающие за комплексное региональное развитие.

Всю эту сложную комплексную работу должен координировать новый вице-премьер по делам федерации и регионального развития. Министерство регионального развития в его нынешнем виде не способно выполнять и десятой доли этих задач. Вполне возможно, что его будет целесообразно ликвидировать, передав государственные функции регионального развития другим министерствам: федеративное и региональное развитие должно стать центральной задачей всего правительства.

- Владимир Александрович, на выборах возникает риск прихода к власти на местах проходимцев-популистов. В случае фактического назначения глав регионов они отрываются от населения и встают в позицию «чего изволите» перед вышестоящим уровнем власти. И то, и другое ведет к дальнейшей деградации территории. В чем вы видите выход? И могли бы сами принять участие, скажем, в выборах алтайского губернатора?

- Серьезного риска прихода на выборах к власти популистов, проходимцев и криминала нет. На региональном и особенно местном уровне люди друг друга хорошо знают. Как показывает российский и зарубежный опыт, число таких случаев бывает незначительным. А в случае избрания подобных персонажей правоохранительные органы должны раскрывать их преступления и реагировать. Сдерживающим фактором должны также быть представительные органы власти и общественные организации. Так что выход – выборность губернаторов и мэров по всей стране, честные и прозрачные выборы, с максимальным информированием граждан о кандидатах и их программах. Тогда риск ошибок будет сведен к минимуму.

Но сегодня условий для демократических, конкурентных выборов губернаторов не существует. «Муниципальный фильтр» отсекает от выборов реальную оппозицию. Например, в Алтайском крае требуется собрать и нотариально заверить 530 (!) подписей муниципальных депутатов в почти 60 городах и районах края. Это непосильно ни для кого, даже для парламентских партий. Так выборы превратили в фарс, когда у граждан нет реального выбора. Не случайно в последние два года в регионах побеждали только действующие губернаторы.

- А зачем нужен Совет Федерации в смысле защиты интересов регионов, если на выборах в Госдуму снова возвращаются мажоритарные округа? Как должен формироваться Совфед и какую пользу он может принести регионам?

- Совет Федерации в своем нынешнем виде перестал быть «палатой регионов», их адвокатом и представителем в федеральном центре. СФ послушно действует в русле линии правительства. В том числе поэтому федеральному центру так легко удалось изъять львиную долю власти и ресурсов в свою пользу.

В «Стратегии-ХХI» мы предлагаем поднять роль Совета Федерации как главного регионального представительства страны. Каждый сенатор должен избираться в своем регионе и регулярно отчитываться перед избирателями региона. В Совете Федерации не должно быть «варягов», никак не связанных с регионами, которые они представляют. Федеральный бюджет ежегодно должен проходить в СФ «нулевое чтение». Законы, регулирующие региональное развитие, должны приниматься Советом Федерации и только затем утверждаться Госдумой. Сильный Совет Федерации, состоящий из региональных патриотов, поможет ограничить аппетиты федерального центра, перераспределить полномочия и ресурсы в пользу регионов, что в свою очередь улучшит повседневную жизнь людей в провинции. Сильный Совет Федерации как подлинная «палата регионов» –  в интересах всех россиян и развития страны.

"Каждый сенатор должен избираться в своем регионе и регулярно отчитываться перед избирателями, в Совете Федерации не должно быть «варягов», никак не связанных с регионами, которые они представляют"
РИА Новости/Григорий Сысоев 


- Планируемая реформа местного самоуправления отменяет выборы глав крупных городов – дескать, достаточно и того, что избираются местные депутаты. Честно говоря, мы, екатеринбуржцы, на примере Евгения Ройзмана видим, что даже избранный мэр без реальных полномочий и ресурсов мало что может себе позволить. Может, действительно, тогда выборы не имеют значения?   


- Главная беда местного самоуправления сегодня – не выборы или их отсутствие. Главная беда – нищета. У муниципалитетов очень много ответственности и очень мало денег. Федеральный центр обделил регионы, но МСУ он просто ограбил: местному самоуправлению остается только около 8% консолидированных доходов страны. А без наполнения местных бюджетов доходами местное самоуправление так и не будет выполнять своих главных задач по созданию комфортной среды обитания для жителей – в вопросах зонирования и планирования, в области ЖКХ, транспорта и связи, охраны окружающей среды. Чтобы пополнить местную казну хоть какими-то деньгами под решение местных проблем, необходимо оставлять МСУ не менее 50% подоходного налога с оплатой по месту жительства. Это увеличит местные бюджеты почти на 40%.

Что касается прямых выборов, то они делают мэров более ответственными перед горожанами, заставляют их работать лучше и энергичней. Сити-менеджеры – обычные чиновники. В целом система сити-менеджеров себя не оправдала, она удобна губернаторам, но вредна для развития городов. Предполагаемая реформа городского управления, согласно которой не будут избираться не только мэры, но и даже депутаты городской думы, разрушит городское самоуправление. Власть окончательно будет оторвана от граждан, а городская власть станет бюрократическим придатком региональной власти. Это противоположно тому, что мы предлагаем в «Стратегии-ХХI».

 

- У федеральных чиновников, причем и самого высшего звена, наверняка нет заинтересованности в том, чтобы делегировать функции, полномочия, ресурсы. Кто тогда будет мотором этого процесса, особенно при нынешнем качестве российской демократии?  


- Сегодня, когда окончательно выстроена сильная бюрократическая вертикаль, и парламент, региональные и местные органы власти находятся в безмолвном, беспрекословном подчинении, таких сил нет. Однако затухание экономического роста, нарастание структурных проблем в экономике и социальной сфере требует поменять модель развития России. Эту принципиально новую модель мы предлагаем в «Стратегии-ХХI». Если же оставить все как есть, страна начнет с ускорением сползать вниз. Другими словами, решение о решительной регионализации будет продиктовано объективной необходимостью перемен и должно быть принято на высшем политическом уровне.

 

- То есть экономические сложности, возникающие в том числе из-за Украины и Крыма, приблизят реформы?


- Думаю, приблизят на несколько лет. Экономический кризис будет ощущаться уже в этом году. Надеюсь, что это даст необходимый импульс к изменениям.


 ZNAK

7 апреля 2014

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас


Разделы новостей

В мире
В стране
На Алтае
Все о выборах




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Апрель 2014 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    1 2 3 4 5
6 7 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30      
Новости в стране

25 апреля 2017
Госдума выйдет в шесть соцсетей

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

06 апреля 2017
Число бедных в России в 2016 году увеличилось на 300 тысяч человек

06 апреля 2017
Организованные Навальным протесты одобряют 38% россиян – «Левада-центр»

06 апреля 2017
Правительство попросили раскрыть список освобожденных Путиным от налогов россиян

06 апреля 2017
Страна ждет отставки Медведева: рейтинг премьера оказался ниже Жириновского

06 апреля 2017
Первый канал их не покажет. Зато они покажут властям

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков