Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Программа "Новый Барнаул"

ПРОГРАММА НОВЫЙ БАРНАУЛ

Программа Новый Барнаул – это новые подходы к решению беспокоящих горожан проблем, которые не решаются старыми методами.

 

РАЗДЕЛ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В Г. БАРНАУЛЕ ГЛАЗАМИ ЖИТЕЛЕЙ

Восприятие социально-экономических проблем жителями города основывается на проведенном исследовании: «Опрос по репрезентативной выборке населения г.Барнаула (801 чел, проведен 27.06.-06.07. 2012), 

Результаты исследования использованы для разработки затрагиваемых в программе «Новый Барнаул» проблемных полей и формирования предложений по решению выявленных проблем.

Рейтинг проблем выглядит следующим образом.

Таблица 1. Рейтинг беспокоящих горожан проблем

Проблема (первые 15 по значимости)

Уровень остроты  проблемы (% от числа опрошенных)

1.      Рост коммунальных платежей

61,2

2.      Низкие заработки/пенсии

54,6

3.      Высокие цены на товары и услуги первой необходимости

47,4

4.      Грязь, мусор на улицах

30,0

5.      Плохие дорожные покрытия

28,7

6.      Нехватка мест в детских садах

23,3

7.      Рост безработицы

21,5

8.      Нехватка дешевого жилья

19,0

9.      Плохая работа управляющих компаний в ЖКХ, обман жильцов

17,4

10.  Неблагоустроенность дворов

17,4

11.  Плохое медицинское обслуживание

16,0

12.  Рост наркомании и алкоголизма

15,9

13.  Отсутствие престижных, нормально оплачиваемых рабочих мест 

13,9

14.  Неустроенность детского и подросткового досуга

12,9

15.  Ветхое, не ремонтированное жилье

10,8

Обращает на себя внимание то, что многие из приведенных в таблице 1. пунктов фактически  отображают одну проблему,  рассматриваемую с разных сторон. В этой связи, прилагаемая Программа, хотя содержит меньше рубрик, чем таблица 1, фактически включает в себя большинство приведенных в таблице проблем.  


II РАЗДЕЛ 

КОНЦЕПЦИЯ И МЕТОД РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Концепция Программы Новый Барнаул

 

Основой Программы выступает идея формирования в городе реально работающей современной модели самоуправления.

Барнаульская Городская Дума (БГД) выступает креативным центром формирования такой модели и дирекцией работ по ее разработке, внедрению и совершенствованию. При этом она работает в пределах существующих ограничений властных полномочий выборного муниципального органа власти.

Отталкиваясь от перечня городских проблем, сформулированных при проведении опроса общественного мнения в г. Барнаул, БГД нового созыва проводит в жизнь следующие решения.

1.      Формирует и законодательно оформляет перечень отчетных показателей по оценке эффективности работы городской администрации. Эти же показатели становятся отчетными для оценки работы районных администраций в г.Барнаул. Часть показателей поддается количественной оценке: например, количество очередников в детские сады. Часть требует опроса мнения жителей: например, оценка удовлетворительности состояния дорог и чистоты городских районов – в этих случаях формируется система балльных коэффициентов.

2.      Разрабатывается методика проведения мониторинга исполнения отчетных показателей. В систему мониторинга входит проведения сопоставлений показателей по критерию: «было – стало» и сценарии проведения выборочных обследований местных жителей.

3.      По итогам мониторинга:

                                                  i.      Происходит корректировка планов расходования бюджетов в разрезе городских районов – средства перераспределяются в пользу подтягивания тех сфер городской жизни, которые наиболее «проседают» по оценкам жителей в отчетном периоде.

                                                ii.      Выделяются и поощряются администрации районов, получивших наиболее высокие оценки по результатам работы в отчетном периоде.

В результате разрабатывается система оптимального расходования ограниченных муниципальных бюджетных средств и в интересах жителей города. Система саморегулирующаяся (с положительной обратной связью) и самонастраивающаяся (группа отчетных показателей может периодически пересматриваться по мере решения наиболее острых проблем).

Это – принципиальный момент. Местные власти повсеместно требуют увеличения притока денежных средств на городские нужды. Но никто не может предложить прозрачной системы расходования поступающих дополнительных денежных средств, никто не создал системы оптимизации местных расходов.  Именно это и предложит БГД. При формировании такой системы станут очевидными направления избыточных и нецелевых расходов, создаваемых и поддерживаемых некомпетентной и/или коррумпированной администрации (типа мощения тротуаров дорогостоящей плиткой). Одновременно выявятся недостающие направления расходов, пользующиеся высоким спросом у населения  (например, эмиссия и обеспечение социальных карт или создание велосипедно-прогулочных дорожек).  

Создав оптимальную систему расходования бюджета, БГД сформирует тем самым оправданный запрос на увеличение полномочий при перераспределении дополнительных бюджетных средств и связанных с ними обязательств. То есть, город может ответственно запросить у края часть его полномочий и связанных с исполнением этих полномочий финансовых средств и рационально распорядиться этими средствами.

Предложив и апробировав модель перераспределения бюджетных полномочий и обязательств на уровне: город – край, Барнаул и Алтайский край смогут выступить инициаторами проведения эксперимента по перераспределению полномочий и финансовых потоков в вертикали: федеральный центр – регион – город. То есть будет предложена и апробирована модель реорганизации вертикали при активном увеличении роли местного самоуправления.

Отметим, что потребность в реорганизации местного самоуправления при существенном расширении его полномочий в настоящее время является одним из императивов – идея «носится в воздухе». При нарастании политического давления на малопродуктивную федеральную власть, шансы на проведение в жизнь на площадке Барнаула - Алтайского края эксперимента по реорганизации местного самоуправления достаточно высоки. Эту задачу может поставить перед собой БГД нового созыва.

Проектный метод реализации Программы

 

Для доработки и реализации программных положений, БГД нового созыва запускает целевые муниципальные проекты, каждый из которых закрывает одну из проблем, внесенных в Программу. 

Формируется проектная структура управления.

Команда по выполнению проектов укомплектовывается членами Думы, администрации города, представителями местных общественных организаций.

Назначаются сроки и ответственный за выполнение муниципального проекта.

Обязательные элементы работы: отчеты, мониторинг общественного мнения, общественные слушания, освещение в СМИ.

Все проекты увязываются с планом повышения инвестиционной привлекательности города.

III РАЗДЕЛ

ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДЛАГАЕМЫЕ РЕШЕНИЯ

 

Проблема

Предлагаемое решение

1.      ЖКХ: рост коммунальных платежей при низком качестве услуг.

 

Эта проблема не решается старыми методами.

В изношенных тепло- и водопроводных сетях теряется до трети тепла и воды.

А поскольку тарифы на услуги ЖКХ формируются по схеме «затраты +», треть оплаты за тепло уходит на обогрев атмосферы.

При  этом коммунальщикам часто не хватает средств на капитальный ремонт сетевого хозяйства.

Такие парадоксы порождает действующая система тарификации за услуги ЖКХ.

В итоге система тарификации не устраивает ни потребителей (рост коммунальных платежей без роста качества услуг), ни компании-операторы (несовершенен метод расчета себестоимости оказания услуг – в результате расчетная себестоимость часто не отвечает реальным затратам оператора).

Видимый результат один и тот же: тарифы растут и при этом растет аварийность и потери в сетях.

Дополнительные проблемы.

• Самый большой актив в городе – «Горэлектросеть» оказался под контролем группы предпринимателей, и городская власть потеряла над ней контроль; деятельность конкурирующих энергоснабжающей организации, которые готовы снижать тарифы пресекаются чиновниками на корню; 
• Имуществом «Водоканала» городские чиновники также распорядились неумело, и сейчас ему грозит финансовый крах, а тарифы постоянно растут.

Необходимо навести порядок с активами, вплоть до возвращения их в городскую казну (по аналогии с Омском).

Новая регулируемая тарифная политика.

Оптимальная схема снабжения города коммунальными услугами в соответствии с Генеральным планом развития Барнаула.

Новая регулируемая тарифная политика строится на методике RAB (Regulatory Asset Base — регулируемая база инвестированного капитала) — методика тарифообразования, ориентированная на привлечении инвестиций в модернизацию инфраструктуры ЖКХ. Эта методика позволяет сформировать долгосрочную тарифную политику, учитывающую интересы как потребителей услуг, так и их поставщиков. При этом тариф позволяет провести глубокую модернизацию изношенных сетей с учетом генерального плана развития города и оптимизации систему коммунального обеспечения. Метод хорошо показал себя на постсоветском пространстве (ближайший к Барнаулу по масштабу город – Вильнюс). Использование этой методики позволило Вильнюсу произвести необходимую модернизацию теплового хозяйства, резко сократить расходы тепла и стабилизировать тарифы для населения и промышленности.

Необходимо использовать этот опыт в Барнауле.

Бессмысленно, однако, переходить к новой тарифной политике без оптимизации схемы снабжения города коммунальными услугами.  Предпосылки для разработки такой схемы в Барнауле есть.  Имеется Генеральный плана развития г.Барнаула, на основе которого можно разработать оптимальную схему снабжения города водой, теплом и электроэнергией - с учетом перспектив развития промышленных площадок и зон жилого строительства. Оптимальная схема позволит сократить протяженность централизованных сетей, перейти где возможно, на децентрализованное снабжение услугами ЖКХ и уменьшить потери в сетях.

При формировании оптимальной схемы предстоит решить целый ряд проблем, достающихся новому созыву БГД в наследство от старой администрации.

  • Половина домов в городе не имеет циркуляционного горячего водоснабжения. Индивидуальные системы горячего водоснабжения не решают проблемы, поскольку при массовом переходе жителей на подогрев воды в титанах, городу не хватит резерва мощности электросетей.
  • В Барнауле канализационные стоки из жилого фонда   собираются в нижней части города у устья Барнаулки, а далее перекачиваются через три канализационные подстанции в другую часть города, где находятся очистные сооружения. Перекачка производится электромоторами, стоимость перекачки при постоянном росте тарифов на электроэнергию ложится растущим бременем на городской бюджет.
  • Часть города отапливается от отдельных устаревших и низкоэффективных котельных системы «Барнаулэнерго» где себестоимость производства тепла почти в два раза выше, чем у поставщиков в другой части города.

Необходимо решить задачу возвращения контроля над деятельностью «неестественных» монополистов: «Горэлектросети» и  «Водоканала». Здесь возможны следующие варианты:

  • Пересмотр договора аренды с московским собственником «Водоканала».
  • Формирование системы взаимного учета интересов города и  собственников «Горэлектросети» на основе механизма государственно-частного партнерства.
  • Ужесточение тарифной политики при нежелании монополистов идти навстречу пожеланиям городских властей.
  • Формирование конкуренции в сфере ЖКХ. Целесообразно привлечение крупных зарубежных компаний, имеющих опыт успешного инвестирования в развитие городского хозяйства. Отрасли ЖКХ должны отдаваться стратегическим инвесторам в концессию.

Вопрос о целесообразности внедрения в Барнауле новой тарифной политики уже поднимался на краевом уровне и был признан актуальным. Однако, чиновники не взялись за практическое решение этого вопроса, признав его слишком сложным. Иными словами, вопрос был заблокирован в силу отсутствия требуемой компетенции  и  политической воли.

Поскольку предельные ставки тарифов устанавливаются на региональном уровне, при  внедрении новой тарифной политики в Барнауле, БГД  необходимо взаимодействовать с профильным управлением краевого правительства по регулированию тарифов и цен.

2.      Низкие заработки и нехватка рабочих мест.

 

Многие предприниматели  и чиновники придерживаются той точки зрения, что занятые в производстве люди формируют статью расходов. И как всякую статью расходов ее следует сокращать или во всяком случае – не увеличивать. В результате на  городском рынке труда крайне низкое предложения хорошо оплачиваемых рабочих мест.

То, что рост безработицы волнует горожан больше, чем предложение хорошо оплачиваемых рабочих мест – симметричное отображение проблемы с другой стороны - со стороны наемного труда. Работники как бы принимают диктуемые бизнесом «правила игры».  Правда то, что средние заработки в Барнауле существенно ниже заработков в крупных сибирских городах - вызывает негативную реакцию у жителей. Такой дуализм сознания – представляет серьезную социальную проблему. 

Невысокий уровень доходов горожан тормозит развитие емкости внутреннего рынка. Это – снижает инвестиционную привлекательность города. Инвестиции уходят в более обеспеченные регионы. Представление о том, что низкие заработки повышают конкурентность региона в борьбе за инвестиции – не выдерживает критики. Инвестор принимает решение из совокупности факторов, где цена рабочей силы – значимый, но не единственный и не самый важный фактор.

В настоящее время контроль и распределение земельных участков взял на себя краевым законом регион. Инициатива города в этом вопросе отброшена и в структурах власти города нет ни одного чиновника заинтересованного развивать муниципальные промышленные зоны. При этом, как показал опыт, краевые власти сами не в состоянии решить эту задачу.

Неудовлетворительна работа городских властей и по решению проблемы повышения заработков в Барнауле.  Так, в докладе главы города по итогам развития Барнаула в 2011 году отмечено, что почти во всех организациях выполнено трехстороннее соглашение между администрацией г.Барнаула, городскими объединениями работодателей и краевым советом профсоюзов о повышении заработной платы работников в отчетном году на 8,6%.

Между тем по официальным же данным, зарплата в городе выросла в среднем на 12%. Зачем тогда ставить себе в заслугу выполнение соглашения? Одно их двух – либо врет статистика, либо глава города не понимает, что жизнь все расставляет по местам безо всякого его участия. 

Городская власть должна сформировать новую модель взаимодействие с бизнесом так, чтобы ему стало выгодно повышать оплату труда работников Новый подход: занятые в производстве - не статья расходов, а основной ресурс роста экономики..

 

Проблему повышения уровня заработной платы необходимо разрабатывать как задачу создания новых рабочих мест с достойными заработками. Местом локализации новых рабочих мест могут стать муниципальные промышленные парки, которые в соответствии с существующим генеральным планом развития Барнаула необходимо размещать в зонах промышленного развития города.

В генплане развития Барнаула специально предусмотрены зоны под промышленное строительство. Крупным проектами выступают, например, следующие.

  • На территориях бывшей войсковой части (площадь порядка 130 га) в районе пересечения Змеиногорского тракта и западного участка Северного обхода предлагается организация новой производственно-коммунальной зоны с размещением предприятий, имеющих незначительную санитарную зону вредности.
  • Проектом предусматривается организация логистического центра в районе пресечения Змеиногорского тракта и автодорогой «Северный обход», в районе Барнаульского аэропорта предусматривается создание грузовых терминалов.

Перечисленные проекты фигурируют в планах, но практически не получили развития при действующей администрации города. Новой БГД предстоит вдохнуть жизнь в эти проекты, способные дать импульс развитию городской экономики.  

 

С учетом специализации городской экономики, необходимо создать в Барнауле Агротехнопарк, включив его в федеральные программы по развитию инновационной экономики в России. Ближайший аналог – агротехнопарк в Мичуринске Тамбовской обл.

На этапе подбора и размещения резидентов муниципального парка, город заключает с резидентом следующий договор. Город сокращает резиденту размер арендной платы за размещение его производства в МП, при условии, что предприниматель повышает зарплату работникам выше среднеотраслевой.

Такое решение послужит стимулом для повышения заработной платы в городской экономике. Город теряет на арендных платежах, но при росте заработной платы город и край получают дополнительные доходы за счет увеличения объема НДФЛ за счет  выросшей зарплаты горожан.

При работе с предпринимателями, работающими по упрощенной системе налогообложения, выплачивающих налог на вмененный доход, город также может понижать ставку налога – при увеличении заработной платы работников.

Рост доходов населения выступит важным фактором роста инвестиционной привлекательности города.

Сегодня инвестиционный рейтинг города оценивается невысоко. Город даже не подавал заявки на включение в международное исследование рейтинга инвестиционной привлекательности российских городов, которое выиграл в это году Ульяновск.

Для работы по росту инвестиционной привлекательности нужно сделать несколько важных шагов. Прежде всего – создать Муниципальное агентство развития. Агентство должно выполнять следующие основные функции:

  • Добиваться интеграции городских проектов в краевые и федеральные программы развития.
  • Обеспечивать полный комплекс работ с инвестором: поиски площадок для размещения бизнеса, помощь в оформлении подключений в инженерным сетям.
  • Сопровождение инвестора на фазе строительств а и эксплуатации его предприятия.

Агентство должно разрабатывать и проводить в жизнь план повышения инвестиционной привлекательности города (на основе Модельной программы по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций (улучшения инвестиционного климата) в субъекте Российской Федерации, краевых наработок по повышению инвестиционной привлекательности Алтайского края, см. Алтайский край. Справочник инвестора 2011-2012 гг.).

3.      Высокие цены на товары и услуги первой необходимости

 

В городе более 1960  стационарных предприятия торговли, 470 - общественного питания, 2130 - бытового обслуживания, 8 рынков.

Оборот розничной торговли в 2011 году составил 106,6 млрд. рублей.

Сегодня в Барнауле продажа большинства  продовольственных и бытовых товаров производится через  торговые  сети – монополисты:  «Мария-РА» и «Новэкс». Попытки других сетей («Пятерочка», «Копейка») создать в городе супермаркеты эконом-класса не получили поддержки городских властей. Лишь в последнее время при жестком давлении краевых властей открылись два магазина «Лента», один магазин «Метро», один магазин «Бахетле». Но до сих пор против этих торговых компаний ведутся судебные иски.

Для поддержки малоимущих в городе работает сеть социальных предприятий, включающая 75 объектов розничной торговли, 49  субъектов  бытового обслуживания и  41 непродовольственный магазин. Число обслуживаемых горожан - 65 тысяч. Сумма предоставленных  скидок - 50 млн. рублей, или по 770 рублей на человека в год (65 рублей в месяц, 2 рубля в день!). Предприятий мало: 3,8% от всех предприятий торговли. Они неудобно расположены и предлагают покупателям ограниченный выбор товара. Посещающие их чувствуют, что их права как потребителей – ущемляются. Сумма предоставленных скидок составила 0,05% (пять сотых процента) от оборота розничной торговли, а торговая наценка составляет 30-40% от оборота.

Социальные карты в Барнауле внедрены в некоторых магазинах «Марии-РА». Скидка при этом составляет 7% при месячном пределе покупок 3 тысячи рублей. Однако общественные контролеры неоднократно отмечали, что цены при покупке по этим социальным картам оказываются выше, чем в свободной торговле. Тем самым выворачивается наизнанку сам принцип социальной поддержки малоимущих.  

Городские власти должны обеспечить развитие нормальной конкуренции в городской торговле и создать систему реальной поддержки малоимущих.

 

Первое, что необходимо сделать городским властям – снять все барьеры для прихода в город крупных сетевых операторов, предлагающих торговые центры современных экономичных форматов. Их приход обеспечит нормальную конкуренцию в торговле, собьет цены на основные товары. Конкуренция позволит горожанам иметь выбор: что и у кого покупать.

 

Второе - городские власти должны предложить торговым компаниям проект по формированию социальной корзины товаров со скидками для малообеспеченных категорий горожан. По этому проекту  жители города могут получать:

  • Либо скидки на товары первой необходимости (из специальной корзины).
  • Либо скидки на все покупаемые товары – в период низкой посещаемости торговых точек (будни – дообеденное время). 

Заинтересованность торгового бизнеса обеспечивается за счет льготных арендных ставок на торговые площади для предпринимателей – участников проекта.

Система соцподдержки должна работать в крупных торговых точках города.  

Предлагается эмиссия муниципальных социальных карт для населения. Скидки по картам могут быть дифференцированы для разных категорий населения в зависимости от реальных доходов на человека.

Такие карты должны приниматься к оплате в кассовых терминалах торговых предприятий – с точки зрения организации таких расчетов – это чисто техническая задача (перепрограммирование кассового аппарата). С точки зрения ритейла (торгового бизнеса) – предлагаемое решение ведет к увеличению наполняемости торгового зала во время «мертвого сезона» посещаемости (обычно - с 10 до 13 часов в будни). В эти часы залы могут заполнять пенсионеры, молодые мамы и другие категории, имеющие муниципальные социальные карты.

Магазины, принимающие к оплате социальные карты будут иметь реальные конкурентные преимущества перед прочими торговыми точками.  

4.      Горожане жалуются на замусоренность города.  При этом город удаляет мусор самым затратным из возможных способов.

По мнению администрации города, «организовать вывоз мусора несложно. Заключение договора на вывоз мусора – эффективный способ решения проблемы утилизации отходов».

По этому поводу следует отметить, что вывоз бытового мусора на полигоны контейнерами, в которые этот мусор собирается - самый затратный и малоэффективный способ удаления мусора в городе.

Проблема вывоза мусора имеет определенную предысторию. Муниципалитет города является собственником полигона ТБО, то есть городской свалки. При этом полигон не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям, расположен в водоохраной зоне и представляет собой объект повышенной экологической опасности. Полигон, безусловно, должен быть закрыт.

Однако на городской свалке подвизаются  приближенные к городской власти предприниматели, - арендаторы свалки.  Дважды находили компании, которые предлагали проекты решения проблемы утилизации мусора, но каждый раз эти компании осваивали некоторые средства а потом городская администрация формировала  новые прожекты уже с другой компанией.

Остроту проблеме добавляет то, что в связи с банкротством моторного завода, в Барнауле практически исчез полигон утилизации промышленных отходов.

Общий вывод прост:  решение задачи удаления городского мусора и отходов – вопрос наличия политической воли городских властей. Задача не решена до сих пор - в силу чрезвычайной коррумпированности сферы мусороудаления при действующих городских властях.

Еще один аспект проблемы: общая замусоренность города.  

Имеет место слабая работа коммунальных служб по поддержанию в нормальном санитарном состоянии дворовых территорий, мест сбора и хранения ТБО.

Наиболее замусорены, однако, не дворы, а территории, находящиеся в прямом ведении городских властей – так называемые территории общего пользования. Особенно загажены зоны отдыха: русла рек Оби, Барнаулки и Пивоварки, пригородные лесные массивы.

Городские власти должны превратить мусороудаление и мусоропереработку в высокоэффективную сферу  городского хозяйства.

Под контролем городских властей необходимо создать сеть городских Комбинатов по переработке отходов (КПО), которые обеспечат полный цикл обработки и утилизации мусора:  прием, сортировку, рециклинг, вывоз и захоронение.

Современные технологии позволяют извлечь из мусора более 60% материальных ресурсов для вторичной переработки.

Комбинаты по переработке отходов могут продавать извлеченное вторсырье и обеспечивать производство строительных материалов, пластиковых контейнеров и т.п.

Фракции мусора, которые не могут быть использованы как вторичное сырье подвергаются прессованию под высоким давлением. Вывозятся для захоронения  прессованные блоки, самосвалами с полуприцепами.  Принципиальным отличием захоронения мусора, прессованного в блоки от традиционного – навалом является то, что блоки позволяют делать аккуратную плотную выкладку в любом доступном месте. В частности, для захоронения могут быть использованы выработанные карьеры. Такая схема в 2-3 раза менее затратна, чем существующая и обеспечивает дополнительные доходы для городского бюджета.

Городская Дума должна провести в 2013 году открытый конкурс на привлечение на условиях концессии или долгосрочного инвестиционного соглашения государственно-частной компании, которая возьмет на себя решение вопроса о полной утилизации мусора. По завершении концессии, имущество компании должно перейти в собственность города.

В России уже имеется довольно обширный положительный опыт внедрения новых прогрессивных систем удаления и переработки мусора.

  • Необходимо внимательно изучить опыт соседа Барнаула – Томска, который столкнулся с аналогичными проблемами (необходимость закрытия старого полигона ТБО и создания мусороперерабатывающего комплекса). При этом  внедрение комплексной системы переработки и захоронения мусора обещает Томску более чем 20-ти процентную экономию в расходах на удаление городского мусора.
  • В Самарской области создается Поволжский кластер переработки отходов. Это позволит иметь новую отрасль региональной экономики: мусор станет источником дополнительных доходов для региона. Одновременно решается экологическая проблема.
  • Интересные решения в части новых систем мусороудаления имеются у Ростова-на-Дону и других городов России.

 

В вопросе уборки дворов и территорий общего пользования нужно прежде всего наведение элементарного порядка.

Необходимо провести четкое межевание зон уборки: где кончаются придомовые территории и начинаются территории общего пользования, чтобы стало понятно, с кого надо спрашивать за уборку – с жилищной конторы или общегородских уборщиков.

Далее городу элементарно не хватает средств механизации и дворников.

Традиционно необходимая городу численность дворников рассчитывается по нормам времени или трудозатратам по формулам с эмпирически установленными поправочными коэффициентами. 

А вопрос можно поставить по-другому. Надо изучить, сколько дворников работает в наиболее благоустроенных и чистых городах страны (например, в Великом Новгороде) и внедрить в Барнауле нормы обеспечения дворниками, используемые в этих городах.  По предварительной оценке, численность дворников должна быть увеличена примерно на 20%. 

 

5.      Плохие дорожные покрытия и транспортные проблемы

 

Сегодня в городе Барнауле более 840 улиц, 11 проспектов, 345 переулков и проездов. Общая протяженность улично-дорожной сети составляет более 900 км, в том числе 684 км – с усовершенствованным покрытием.

На ремонт улично-дорожной сети города в 2011 году направлено                  573,7 млн. рублей. Выполнены работы на дорогах общей площадью  777 тыс.кв.м. То есть ремонт обходился по цене:  737 руб./кв.м. По таким расценкам можно произвести только ямочный ремонт. Если предположить, что дорожное полотно ремонтировалось сплошь, получается, что за год отремонтировали примерно 80 км. дорог с 4-х полосным движением. Поскольку город имеет 684 км дорог с улучшенным покрытием, при таких темпах необходимо около 9 лет на  проведение ремонта дорожного покрытия в городе.

Проблема усугубляется тем, что ремонт дорог в городе ведется в основном аффилированной с чиновниками компанией, которая использует асфальт низкого качества (по сути щебенка пролитая мазутом). Такой суррогатный асфальт  утрамбовывается маленькими легкими катками, а иногда - утаптывается через лист железа. Дорога после такого «ремонта» зачастую  выдерживает всего одну зиму – а затем ее снова нужно ремонтировать. 

В то же время серьезные дорожные организации «Алтайавтодора» либо не допускаются в город, либо по цене не могут выиграть конкурс у компании, работающей по «утаптывающей технологии». 

В результате деньги осваиваются, а транспортный коллапс из года в год нарастает.

Проблема выглядит тупиковой.

Городские власти должны внедрить в городе общественное планирование и  контроль направлений расходования ограниченных бюджетных средств, направляемых на развитие транспорта и поддержание дорог.

При общем недостатке финансовых средств на решение дорожных проблем важно добиться их максимально эффективного использования.

Для этого необходимо провести широкое общественное обсуждение транспортных проблем для чего - организовать на сайте Администрации города рубрику по вопросам дорожного хозяйства и благоустройства в режиме «вопрос-ответ». Таким образом можно будет оперативно найти решение самых острых проблем. Перечень проблем и предложенных решений необходимо превратить в план-график работ по исправлению транспортной ситуации в городе и регулярно оповещать горожан о выполнении графика работ.

К числу простых и малобюджетных решений относятся следующие.

1.      Запуск режима "зеленой волны" на основных магистралях города.

2.      Изменение скоростного режима до 80-90 км/час на нагруженных участках дорог:

a.       от пересечения Павловский тракт- ул. Просторная до пересечения Попова- Власихинская;

b.      участка автотрассы г. Барнаул - р.п. Павловск от автобарохолки (5 км. трассы) до границы города Барнаул (18 км. трассы).

3.      Аудит дорожных знаков и в первую очередь размещения пешеходных переходов и «лежащих полицейских», на предмет их соответствия существующим нормам.

4.      Ликвидация рекламных конструкций закрывающих обзор на перекрестах города.

5.      Изменение маршрутных схем пассажирского транспорта, исключающих остановки

6.      Поставить на светофорах дополнительные секции (стрелки), разрешающие поворот направо.

7.      Изучить вопрос по расширению и использованию малых улиц в качестве дублеров магистралей.

8.      Обязать ГИБДД заниматься пробками, усилением контроля за «узкими местами», которые приводят к увеличению заторов.

9.      Внести в Генплан развития города норму на запрет строительства жилых и общественных зданий без научно обоснованных норм парковки при них. 

10.  Сформировать в городе современную велосипедную инфраструктуру, включающую велодорожки, паркинги для велосипедов, велобиржи по прокату муниципальных велосипедов всем желающим. Велосипед может стать альтернативным видом транспорта в городе Барнаул, а его жители – проголосовать за здоровый образ жизни, приобщившись к велосипеду – по примеру многих городов Европы и Китая.

Для повышения качества дорожных работ необходимо пересмотреть условия проведения конкурсов среди дорожно-строительных компаний. Необходимым условием должна стать гарантия качества работ на срок не менее 5 лет.   Это отсечет непрофессиональные «прикормленные» компании, из года в год осваивающие бюджетные средства безо всякой пользы для городских дорог.  

6.      В городе остро не хватает мест в детских садах.

 

Родители стоят в бесконечных очередях и собирают митинги, требуя дать их ребенку путевку в детсад. При этом  очереди периодически сдвигаются назадпо необъяснимым причинам.

Причина же в жестоком недофинансировании сферы.

В очереди на получение мест в детские сады состоят 7300 детей.

В 2011 году построен 1 (один) - судя по всему, это скандально известный детсад «Истоки» на Червонной. Правда, «вход» туда стоит 10 тысяч рублей, а месячное содержание ребенка – около четырех, тогда как оплата в государственном садике обходится в 1560 рублей. Вполне очевидно, что на те средства, которые понадобились для создания «элитного» детсада можно было бы возвести три обычных садика.

За 2011 год были выбраны резервы вместимости действующей сети ДОУ. Созданы новые места за счет следующих мер: 

- реконструкция зданий (675 мест);     

- капитальный ремонт детских садов (375 мест);

- открытие новых групп в существующих дошкольных учреждениях (410 мест).

Дефицит мест в детсадах на 2012 год – примерно 5500 единиц.

При существующих темпах строительства – один детсад в год, проблема по полному обеспечению детей местами в детсадах городская власть решит за 40 лет!  

 

Городские власти должны сформировать Программу обеспечения желающих местами в дошкольных учреждениях (ДОУ) на 2013-2015 гг.

Для решения задачи нужно использовать все ресурсы для увеличения мест в ДОУ:

  • за счет строительства детсадов специальной постройки,
  • за счет временного размещения ДОУ на первых этажах новостроек
  • за счет развития частно-государственных ДОУ.

. Проблема  должна решаться с учетом прогнозной демографической ситуации в городе. Программа ввода новых детских садов должна увязываться с ожидаемым количеством детей – по возрастным группам. Демографические прогнозы обладают высокой степенью точности и достоверности – на их основе можно определять потребности в финансировании Программы создания ДОУ в городе.

Необходимо построить 9 детских садов первой очереди на 1220 мест эта – реальная задача на 2013 год. Программа развития детских дошкольных учреждений может быть полностью закрыта за 3 года.

При недостатке зданий специальной постройки под детские дошкольные учреждения могут выделяться специально спроектированные под эти нужды первые этажи новостроек. Как известно, доля города в новом строительстве выделяется застройщиками в натуральном виде – в квадратных метрах возводимых домов. До снятия остроты проблемы – это должны быть квадратные метры под детсады. 

Необходима ревизия очередников в детских садах и яслях и формирование графика получения очередниками места в муниципальном детском саду. Родители не должны находиться в состоянии ждущих у моря погоды. Человек готов ждать, но должен точно знать, когда его вопрос будет решен.  

Разумеется, в городе могут существовать детские сады для родителей с разными доходами. Однако недопустима ситуация, когда элитные детсады возводятся на средства городского бюджета. Для дорогих детских садов необходимо использовать механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). В таких партнерствах город выделяет под детский сад территорию с коммунальными подводами, а постройку и эксплуатацию детского сада производит частный застройщик.

По опыту работающих в Барнауле частных детских садов следует заключить, что предприниматели охотнее осваивали бы такой социальный бизнес, если бы не связанные с ним сложности. Владельцы частных детских учреждений говорят, что труднее всего в этом деле найти достаточно крупное помещение, подходящее по всем санитарным нормам. А самые затратные статьи – ремонт, арендная плата и коммунальные услуги. Именно эти составляющие делают цены на услуги частников такими высокими.

Кроме того, частные детские сады должны получать обещанные государством компенсации – как и муниципальные ДОУ.

Здесь необходима реальная поддержка города и БГД нового созыва ее обеспечит. Это позволит заметно снизить цены на содержание ребенка в частном детском саду.

При комплексном подходе, Программа развития детских дошкольных учреждений может быть полностью реализована за 3-4 года, а не за 40 лет! Далее можно будет ставить вопрос об улучшении качества существующих ДОУ.

В частности, обязательным условием сдачи в эксплуатацию ДОУ должно быть наличие детской спортивно-игровой площадки, отвечающей современным стандартам по безопасности и насыщенности детскими спортивно-игровыми объектами. ДОУ без детских спортивно-игровых площадок должны быть ими доукомплектованы.

В Генплане города должно быть занесено создание районных детских бассейнов для обучения маленьких горожан плаванью.

Программа подготовки кадров для дошкольных учреждений должна решаться через муниципальный заказ для городских центров переподготовки специалистов и средне-специальных учебных заведений города.  Воспитатели должны получать современное образование по вопросам организации детского развивающего досуга и физического воспитания детей. Это позволит уйти от существующего положения вещей, при котором детьми в ДОУ зачастую занимаются не воспитатели, а случайные люди, просто следящие за детьми. При этом город должен внедрить систему категорирования  воспитателей детских дошкольных учреждений и найти ресурсы для реального повышения заработков квалифицированных воспитателей. 

Постановка вопроса по обеспечению детей местами в детсадах должна выглядеть так: в момент рождения ребенка мама получает сертификат, подтверждающий, что за ее ребенком уже зарезервировано место в яслях и садике.

А вот в каком именно – пусть это зависит от дохода семьи!

7.      Нехватка дешевого жилья

Городские власти должны разработать  муниципальную программу обеспечения дешевым жильем молодежи в 2013-2018 гг.   

Дешевое жилье для молодежи предполагает строительство домов специальных молодежных серий с относительно небольшими (малоразмерными) и доступными по цене квартирами..

Стандартная квартира в доме молодежной серии в условиях Барнаула при наличии местного  застройщика может быть возведена примерно за 1,5 млн. рублей.

Показатели Программы: 5 домов по 100 квартир – это 500  семей-молодоженов-новоселов.

Опыт создания домов молодежной серии можно изучить в Саратове, где проектируются и строятся дома  для молодых семей, квартиры в которых  компактны и доступны по цене. Первые этажи "молодежных" домов отводятся под нежилые помещения для предприятий социально-бытовой инфраструктуры, магазинов, салонов красоты, офисов. В этих помещениях работают  многие из проживающих, что одновременно решает проблему занятости среди молодежи. Микрорайон таких домов строится по принципу "город в городе", там возводятся все необходимые объекты инфраструктуры, в том числе школа со спортивным комплексом и детский сад.

8.      Неблагоустроенность дворов. Неустроенность детского и подросткового досуга

 

Власти традиционно непропорционально много уделяют внимания спорту высших достижений, в ущерб массовой физкультуре. В городе создаются спортивные комплексы, которые при этом слабо посещаются, а их содержание ложится тяжелым бременем на муниципальный бюджет.

 

В Генеральном плане должна быть утверждена норма обеспечения дворов современной придомовой детско-игровой и спортивной инфраструктурой.

Необходимы также межрайонные спортплощадки для семейного досуга и занятий массовой физкультурой.

Аналогичные спортплощадки должны быть созданы в городских парках и зонах отдыха.

Это – сравнительно недорогой вариант развития спортивной инфраструктуры в городе.

Но здоровый образ жизни обеспечивается за счет развития спортивно-досуговой инфраструктурой с совершенно другими задачами: обеспечить всем желающим доступ к занятиям оздоровительной физкультурой.

9.      Медицина

 

В соответствии с федеральным законодательством, в 2012 году все объекты городского здравоохранения были переданы на уровень края. 

 

 

 

БГД нового созыва, не имея прямой возможности влиять на улучшение ситуации с медицинским обслуживанием в городе,  должна инициировать совместную краевую программу по созданию «Городского медицинского кластера».  Кластер создается с целью сохранения доступности и качества (стандарта) бесплатной медицинской помощи для горожан. При этом должно обеспечиваться право выбора пациентами страховых медицинских организаций и лечебных учреждений в условиях наличия в городе конкурентного рынка медицинских услуг и лекарственного обеспечения граждан. 

10.  Адресная социальная поддержка 

 

Меры социальной поддержки льготников находятся в ведении федеральных и региональных органов власти.

БГД нового созыва должна контролировать процесс бесперебойного получения адресных льгот имеющими на это право горожанами.

Сюда относится: льготный проездной билет для пенсионеров (в том числе и для проезда   на садовые участки), студентов; денежные компенсации гражданам проживающим в домах имеющих коммунальные тарифы выше средне краевых; социальные программы поддержки учителей и врачей, работников детских садов.


IV РАЗДЕЛ.

РАЗВИТИЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА

 

 

 

Текущее состояние проблемы

 

Федеральный уровень проблемы

В последние годы в России вопреки общемировой тенденции происходила централизация государственного управления. Деятельность региональных органов власти детально регламентируется на федеральном уровне, а региональная власть, в свою очередь, жестко контролирует действия местного самоуправления. Почти не осталось вопросов местного значения, которые население решало бы самостоятельно. В целом местное самоуправление стало частью вертикали власти.

Муниципальные власти имеют крайне ограниченные собственные источники доходов – около 4% от всех доходов бюджетной системы –  и узкие полномочия по регулированию налоговой базы (только земельный налог и налог на имущество физических лиц). Таким образом, муниципальные власти ограничены в возможностях – как создания благоприятных условий для ведения бизнеса (через фискальное регулирование), так и по повышения качества жизни населения (через регулирование структуры бюджетных расходов). В современной политической жизни для России характерна практика тщательного подбора кандидатов в депутаты муниципальных собраний. В итоге  решение даже тех немногих вопросов, которые остались в ведении муниципалитетов, осуществляется без участия населения, которое не имеет возможности влиять на решение вопросов местного значения через муниципальные собрания.

Как результат – потеря интереса населения к выборам на местном уровне. Об участии в муниципальных выборах заявляют менее 15% избирателей.

Понимание задачи, демонстрируемое главой администрации города

На официальном сайте города в разделе «Об эффективности деятельности органов местного самоуправления» представлен Доклад главы администрации города Барнаула о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2011 год и их планируемых значениях на 3-летний период. При этом в докладе вопросы эффективности самоуправления вообще не ставятся: Глава администрации города И.Г.Савинцев бодро отрапортовал о ходе реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития города Барнаула до 2020 года (см. Информация о социально-экономическом развитии городского округа - города Барнаула Алтайского края за 2011 год).

Иными словами, глава администрации не понимает самой постановки задачи.

Предложения в Программу Новый Барнаул

 

Необходима Программа возрождения местного самоуправления и развития гражданского общества в г.Барнаул

По данным социологических исследований до 40% сограждан считают, что государственная власть (федеральная и областная) должна контролировать только самые главные проблемы, а остальные вопросы на местах должны решать органы местного самоуправления. Таким образом, идеи развития местного самоуправления (МСУ) имеют значительную поддержку.

 

Развитие МСУ имеет две составляющих.

1.      Развитие компетенций и полномочий государственных органов городского самоуправления:

  • Городской Думы как представительного органа самоуправления.
  • Администрации города как исполнительно-распорядительного органа  самоуправления.

2.      Развитие местных инициатив, по построению негосударственных институтов местного самоуправления.

 

1.                  Развитие компетенций и полномочий государственных органов городского самоуправления

 

Поскольку в городе отсутствуют прямые выборы мэра города и глава администрации города назначается решением Барнаульской Городской Думы (БГД), первая часть задачи по развитию МСУ – находятся в ведении Думы.

Все перечисленные в Программе «Новый Барнаул» положения могут быть реализованы только при прямой поддержке Городской Думы. 

Новые решения для ЖКХ.

ГД должна сформировать профильный комитет, в ведении которого должны находиться вопросы:

  • Формирования оптимальная схема снабжения города коммунальными услугами.
  • Разработки новая тарифной политики.
  • Заключении договоров (концессии) на предоставление услуг ЖКХ.

Новая модель взаимодействия с бизнесом.

Городская власть должна сформировать новую модель взаимодействие с бизнесом так, чтобы ему стало выгодно повышать оплату труда работников.

Транспорт и дороги.

Городские власти должны внедрить в городе общественное планирование и  контроль направлений расходования ограниченных бюджетных средств, направляемых на развитие транспорта и поддержание дорог. В результате должна быть построена система прямого участия населения в планировании муниципальных расходов и создана система мониторинга степени удовлетворенности населения принятыми мерами.

Аналогично – по всем направлениям Программы.

В результате реализации Программы «Новый Барнаул» город будет иметь принципиально новую модель организации государственных органов местного самоуправления. БГД должна разработать сценарии перераспределения полномочий и налоговых ресурсов между краевой и муниципальной властью. Эти сценарии можно будет представлять как образец для использования в других сибирских городах. В результате Сибирь сможет предъявить отвечающую европейским стандартам форму организации самоуправления в стране.

 

В рамках задач по развитию МСУ, БГД должна: 

  • Вернуть городу прямые выборы мэра.
  • Внести изменения в Устав Барнаула с целью делегирования значительной части полномочий городской администрации в районы города, то есть – ближе к нуждам и запросам жителей.

2.                  Развитие гражданского общества: развитие общественных организаций и негосударственных институтов местного самоуправления.

В Барнауле и Алтайском крае идет процесс становления и развития гражданского общества - развиваются негосударственные институты местного общественного самоуправления. Действует «Союз общественных организаций Алтайского края», ТСЖ, ТОУ.  

Создан Алтайский Альянс фондов местных сообществ, действующих на территории Алтайского края и Республики Алтай. В Альянс входят: Фонд местного сообщества г. Рубцовска (ГБФ «Развитие») БФМС «Барнаул», ФМС Майминского сельского поселения. 

БГД должна наладить постоянный диалог с негосударственными общественными организациями. Диалог позволит решить следующие задачи.

  • Сформировать перечень вопросов местного значения, в решении которых граждане готовы принимать активное участие.
  • Определить готовность населения и бизнес-сообщества к самоорганизации для решения вопросов местного значения.
  • Разработать и реализовать совместные планы по развитию города – с учетом наработок общественных организаций.

Кроме того, общественные организации нуждаются в правовой поддержке. Например, Алтайский Альянс  фондов местных сообществ работает при поддержке Программы развития фондов местных сообществ России 2007-2012, реализуемой CAF (Charities Aid Foundation) при финансовой поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта. По действующему законодательству Альянс может быть отнесен к иностранным агентам и, очевидно, нуждается в защите. Защитить Альянс – прямая обязанность БГД.

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Сентябрь 2012 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 22
23 24 25 26 27 28 29
30            
Новости в стране

27 марта 2017
ВЦИОМ: большинство россиян считают республику наилучшей формой правления

27 марта 2017
Госдума приняла законопроект об освобождении от налогов попавших под санкции граждан

22 марта 2017
С россиян начали взыскивать налоги за долги

21 марта 2017
Список самых состоятельных россиян по версии Forbes возглавил Леонид Михельсон

15 марта 2017
Создание мемориала на месте убийства Бориса Немцова поддерживает четверть россиян

15 марта 2017
Половина россиян признали судей продажными

15 марта 2017
Более четверти россиян прошли через тюрьмы

15 марта 2017
Почему в России не получаются реформы - конференция ВЦИОМ

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков