Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Пояснительная записка к проекту федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации"

                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к проекту федерального конституционного закона 
 "О Федеральном Собрании Российской Федерации"

 

Конституция Российской Федерации (статья 94) называет Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания не исчерпывается конституционными нормами, их следует рассматривать как основу его правового положения. Конституционные положения о Федеральном Собрании должны получить дальнейшее развитие в федеральном конституционном законе. Такие законы регламентируют вопросы правового статуса органов государственной власти, основных параметров организации их деятельности. Их принятие направлено на обеспечение стабильности и эффективности функционирования важнейших государственных институтов. К настоящему времени уже принят целый ряд федеральных конституционных законов: "О Правительстве Российской Федерации", "О Конституционном Суде Российской Федерации", «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» и др. Однако федеральные конституционные законы должны воплощать всю систему федеральных органов государственной власти. Поэтому необходимо скорейшее принятие не только федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации".

При разработке законопроекта проведен комплексный анализ актов федерального законодательства, а также использованы постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации, касающиеся статуса Федерального Собрания Российской Федерации. При этом ряд основополагающих конституционных положений повторен в тексте законопроекта. В целях системности правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации в законопроекте воспроизведены и развиты положения ряда федеральных законов (прежде всего, «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации») и регламентов палат парламента. При этом в законопроекте регламентируются только основные положения, определяющие статус палат Федерального Собрания Российской Федерации. А остальные (в т.ч. и процедурные) вопросы могут быть урегулированы федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.

В законопроекте (глава III)  установлены гарантии деятельности парламентской оппозиции. Предусмотрено право парламентской оппозиции на занятие постов руководителей ряда комитетов Государственной Думы; пропорциональное по результатам выборов распределение мест в комитетах и комиссиях; а также закреплены иные права оппозиции. Гарантирован доступ к государственным электронным и печатным СМИ, включая право ответа на критику со стороны Правительства. Для этого государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны еженедельно выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из общероссийских радиоканалов программы парламентской оппозиции. Объем эфирного времени на каждом из указанных теле- и радиоканалов не может быть менее 60 минут в месяц.

В законопроекте (глава IV) воспроизведены и существенно дополнены основные гарантии деятельности парламентария, установленные в настоящее время в Федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». К числу таких гарантий относится: условия осуществления деятельности парламентария; неприкосновенность члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, включая порядок получения согласия на лишение его неприкосновенности; право парламентария на прием в первоочередном порядке должностными лицами; закрепление основ статуса помощника члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы.

Законопроектом регулируются основные вопросы деятельности депутатских объединений. Фракция, сформированная из членов политической партии, прошедшей в Государственную Думу по федеральному избирательному округу подлежит регистрации независимо от числа ее членов. В законопроекте установлены гарантии для депутатов Государственной Думы, не состоящих либо выбывших из фракций. Такие депутаты вправе образовывать депутатские группы.

Особое значение в законопроекте уделено контрольным полномочиям Федерального Собрания. Доктрина конституционного права помимо законодательной выделяет и такую функцию, как контроль за деятельностью исполнительной власти. В Конституции Российской Федерации не содержится достаточно определенных положений о парламентском контроле, что ограничивает возможность законодательного регулирования тех полномочий Государственной Думы и членов Совета Федерации, которые носят контрольный характер. В настоящее время палаты Федерального Собрания наделены рядом конституционных полномочий, которые в совокупности составляют контрольную функцию парламента. К ним относятся: право осуществлять контроль за исполнением бюджета, полномочие Государственной Думы решать вопрос о доверии Правительству, право ратификации международных договоров. Эти полномочия являются необходимыми средствами парламентского контроля, но их явно недостаточно. Поэтому необходимо их закрепление в тексте федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации".

В законопроекте (глава V) закреплены формы осуществления парламентского контроля палатами Федерального Собрания, включая контроль за соблюдением и исполнением законов, контроль за соблюдением порядка распоряжения собственностью и др. Особое внимание уделено регламентации парламентских расследований. Парламентские расследования являются одной из форм контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью государственных  органов и их должностных лиц. Парламентские расследования проводятся комиссиями, образуемыми для проведения конкретного расследования из членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Для внесения инициативы парламентского расследования на имя председателя соответствующей палаты направляется письменное обращение, подписанное членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, численностью не менее одной девятой от общего числа соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. После внесения такого обращения соответствующая палата обязана начать процедуру парламентского расследования и создать комиссию по расследованию. В законопроекте закреплены основания для проведения парламентских расследований, порядок организации и сроки таких расследований; компетенция и порядок деятельности комиссий по расследованию.

В законопроекте предусмотрено два вида парламентского запроса. Парламентский запрос принимается большинством голосов от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты ("запрос палаты") либо одной девятой от общего числа членов или депутатов соответствующей палаты ("запрос парламентариев") в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации. Помимо этого предусматривается и индивидуальный запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (депутатский запрос).

В законопроекте предусмотрено, что не реже одного раза в месяц палатами Федерального Собрания Российской Федерации проводится "правительственный день" для ответов Председателя Правительства Российской Федерации, Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и других членов Правительства Российской Федерации. "Правительственный день" проводится без заранее утвержденной темы и длится не менее трех часов. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы вправе в пределах отведенного на обсуждаемый вопрос времени задать приглашенному должностному лицу любые интересующие их вопросы.

Важным полномочием палат Федерального Собрания Российской Федерации является участие в назначении на должность и освобождение от должности ряда лиц ряда государственных органов, включая и судебную власть. В настоящее время наблюдается заметный крен в сфере назначения таких лиц в сторону Президента Российской Федерации. Он наделяется дополнительными и весьма значительными по объему правами по внесению в парламент соответствующих кандидатур, ему предоставляется преимущественное право участвовать и в процедуре их отстранения от должности. Поэтому представляется, что основные положения, определяющие порядок назначения и отставки должностных лиц, в котором принимают участие палаты Федерального Собрания Российской Федерации, должны указываться в предлагаемом проекте федерального конституционного закона. Участие Президента Российской Федерации в этом процессе будет возможно только в случаях, прямо установленных Конституцией Российской Федерации. Назначение ряда должностных лиц (руководства Счетной палаты Российской Федерации, членов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации) должно производится исключительно палатами Федерального Собрания Российской Федерации. При этом положения ряда действующих законов («О Конституционном Суде Российской Федерации», «О статусе судей в Российской Федерации», «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)», «О прокуратуре Российской Федерации» и др.) сгруппированы в главе VI законопроекта.

Особое внимание в законопроекте уделено развитию конституционных положений о назначении Председателя Правительства Российской Федерации. Так, установлено правило, в соответствии с которым кандидат на должность Председателя Правительства обязан предоставлять Государственной Думе программу деятельности Правительства (статья 44). Соответственно Государственная Дума будут выражать согласие или несогласие не только с предложенной Президентом Российской Федерации кандидатурой, но и с указанной программой. Такой порядок успешно действует в ряде зарубежных государств. Например, в Португалии назначенное президентом правительство обязано в течение десяти дней предстать перед парламентом со своей программой. Эта программа считается принятой, если против нее не проголосует абсолютное большинство депутатов.

Отдельно в проекте федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" (глава VII) закреплены положения, направленные на обеспечение организационных, финансовых, информационных и иных гарантий независимой деятельности российского парламента в целом и отдельных парламентариев. Палаты Федерального Собрания Российской Федерации должны самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности. Размер финансовых средств, необходимых для обеспечения деятельности палат Федерального Собрания, включая выплаты денежного содержания парламентариям, оплаты труда работников аппаратов палат, помощников членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, определяется самостоятельно палатами Федерального Собрания при формировании федерального бюджета и принятии федерального закона о федеральном бюджете на следующий год. Управление и (или) распоряжение федеральными органами исполнительной власти средствами на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации и (или) членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы не допускается.

Законопроектом предусмотрены гарантии для граждан информационной открытости Федерального Собрания Российской Федерации. В частности, в целях представления информации о результатах работы палат Федерального Собрания председатели соответствующих палат обязаны обеспечить подготовку и публикацию в средствах массовой информации ежегодного доклада по результатам деятельности Совета Федерации и Государственной Думы. На сайтах палат Федерального Собрания Российской Федерации в сети общего пользования «Интернет» для открытого доступа размещаются законопроекты и проекты нормативных правовых актов, результаты голосования на заседаниях (сессиях) соответствующей палаты, за исключением тайного голосования. Члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы имеют право использовать сайт соответствующей палаты для размещения в сети общего пользования «Интернет» в открытом доступе информации, касающейся вопросов своей деятельности, в том числе результатов голосования.

 


 

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

к проекту федерального конституционного закона

"О Федеральном Собрании Российской Федерации"

 

Принятие Федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета в связи с тем, что в настоящее время финансирование, необходимое для обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации, включая выплаты денежного содержания членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, оплаты труда работников аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации, помощников членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет текущих расходов палат Федерального Собрания Российской Федерации в пределах сумм, установленных  в федеральном бюджете.


 

 

ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих признанию

утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению

в связи с принятием Федерального конституционного закона

"О Федеральном Собрании Российской Федерации"

 

С принятием Федерального конституционного закона "О Федеральном Собрании Российской Федерации" потребуется внести изменения и дополнения в следующие акты:

 

1.         Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".

2.         Федеральный закон от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

3.         Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации".

4.         Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".

5.         Федеральный закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания".

6.         Федеральный закон 5 августа 2000 г. № 113-ФЗ "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации".

7.         Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".

8.         Бюджетный кодекс Российской Федерации.

9.         Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ "О политических партиях".

 

 

 

 

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Июнь 2005 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1 2 3 4
5 6 7 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    
Новости в стране

22 марта 2017
С россиян начали взыскивать налоги за долги

21 марта 2017
Список самых состоятельных россиян по версии Forbes возглавил Леонид Михельсон

15 марта 2017
Создание мемориала на месте убийства Бориса Немцова поддерживает четверть россиян

15 марта 2017
Половина россиян признали судей продажными

15 марта 2017
Более четверти россиян прошли через тюрьмы

15 марта 2017
Почему в России не получаются реформы - конференция ВЦИОМ

15 марта 2017
В Совфеде поддержали отмену налогов для подсанкционных друзей Путина

15 марта 2017
Голодец рассказала об уникальных чертах бедности в России

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков