Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Закон о парламентских расследованиях: сравнительный анализ

 

Сравнительный анализ основных положений проектов федеральных законов "О парламентских расследованиях Федерального собрания Российской Федерации", принятый в первом чтении при поддержке фракции "Союз Правых Сил" в Государственной Думе третьего созыва и отклоненный Государственной Думой четвертого созыва и "О парламентском расследовании", внесенный Президентом РФ 27.09.2005 г.

Основные положения парламентского расследования

Проект федерального закона

"О парламентских расследованиях Федерального собрания Российской Федерации",

принятый в первом чтении при поддержке фракции "Союз Правых Сил" в Государственной Думе третьего созыва и отклоненный Государственной Думой четвертого созыва

 

Проект федерального закона

"О парламентском расследовании",

внесенный Президентом РФ 27.09.2005 г.

Цели парламентского расследования

 Парламентские расследования являются одной из форм контроля палат Федерального Собрания Российской Федерации за деятельностью федеральных органов и должностных лиц государственной власти, за исключением Президента Российской Федерации, и проводятся в целях:

укрепления демократического порядка организации и функционирования государственной власти;

информирования общества об обстоятельствах и причинах негативных событий, имеющих общественную значимость;

выработки рекомендаций по ликвидации последствий таких событий, их недопущению и наказанию виновных.

.

 

Целями парламентского расследования являются:

защита гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

обеспечение палатами Федерального Собрания    Российской Федерации контроля деятельности Правительства Российской Федерации, федеральных  органов государственной власти, органов  государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по устранению  фактов  и обстоятельств, послуживших основанием  для проведения парламентского расследования;

выявление причин и условий возникновения фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, и оказание содействия в их устранении.

 

 

 

Ограничения в проведении парламентского расследования

Парламентское расследование не подменяет собой предварительное следствие, проводимое правоохранительными органами, и рассмотрение дел в судах, а также не является обязанностью для судов принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные комиссией.

Парламентскому расследованию не подлежит

деятельность Президента Российской Федерации членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Комиссия не вправе:

проводить расследование в отношении лица, которое является подозреваемым, обвиняемым, подсудимым или осужденным по делу о преступлении, признаки которого совпадают с предметом парламентского расследования;

требовать предоставления материалов, находящихся в производстве суда, органов следствия и дознания, материалов оперативно-розыскной деятельности;

требовать приобщения материалов парламентского расследования к уголовному делу в отношении лица, действия и решения которого были предметом парламентского расследования;

требовать свидетельствования против себя, своего супруга и близких родственников, а также требовать от священнослужителя нарушения тайны исповеди;

использовать методы, разрешенные законом только субъектам оперативно-розыскной деятельности.

Парламентское расследование не подменяет собой судопроизводство, дознание и предварительное следствие.

Парламентскому расследованию не подлежат:

деятельность Президента Российской Федерации;

деятельность органов судебной власти по осуществлению правосудия;

уголовно-процессуальная деятельность органов следствия и дознания;

факты и обстоятельства, расследуемые в порядке уголовного судопроизводства.

 

Комиссия не вправе требовать свидетельствования против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Семейным кодексом Российской Федерации.

 

Основания для прекращения деятельности комиссии

В случае, если в пятидневный срок после принятия решения палатой Федерального Собрания о проведении парламентского расследования комиссия не будет сформирована, соответствующая инициатива парламентского расследования считается погашенной и по указанным в ней фактам или событиям расследование данной палатой не проводится, о чем незамедлительно сообщается другой палате Федерального Собрания и Президенту Российской Федерации.

Моментом окончания работы комиссии является представление ею доклада о парламентском расследовании соответствующей палате Федерального Собрания.

В случаях:

 принятия судом к производству дела, касающегося расследуемых палатами Федерального Собрания Российской Федерации фактов и обстоятельств;

- если итоговый доклад не утвержден Государственной Думой;

- если итоговый доклад не утвержден Советом Федерации.

После направления итогового доклада Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации расследование считается завершенным и комиссия распускается.

 

 

Срок парламентского расследования

Срок парламентского расследования не может превышать трех месяцев. Для комиссии, образованной Государственной Думой, этот срок в любом случае не может превышать срока окончания полномочий депутатов Государственной Думы данного созыва.

 

Срок парламентского расследования не может превышать один год.

Парламентское расследование должно быть завершено до окончания срока полномочий Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации соответствующего созыва.

 

 

Право внесения инициативы парламентского расследования

Право внесения инициативы парламентского расследования в Совете Федерации и Государственной Думе принадлежит соответственно членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы.

Для внесения инициативы парламентского расследования на имя председателя соответствующей палаты Федерального Собрания либо замещающее его лицо направляется письменное обращение, подписанное членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, численностью не менее одной пятой от общего числа соответствующей палаты Федерального Собрания.

 

При наличии указанных в настоящем Федеральном законе оснований для возбуждения парламентского расследования группа депутатов Государственной Думы (членов Совета Федерации) численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Государственной Думы (членов Совета Федерации) направляет председателю соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации письменное обращение о возбуждении парламентского расследования.

 

Требования к Обращению о возбуждении парламентского расследования

Обращение с инициативой парламентского расследования должно содержать:

краткое описание фактов или событий, подлежащих расследованию;

указание на источник, огласивший факты, подлежащие расследованию, кроме случаев очевидных событий;

обоснование общественной значимости фактов и событий, подлежащих расследованию.

 

В обращении о возбуждении парламентского расследования должны быть изложены факты и обстоятельства, подлежащие расследованию, и обоснована необходимость его проведения.

 

Порядок принятия решения о возбуждении парламентского расследования

Председатель соответствующей палаты Федерального Собрания либо председательствующий на заседании обязан на текущем или ближайшем пленарном заседании палаты поставить на голосование вопрос о необходимости проведения парламентского расследования.

 Решение о парламентском расследовании принимается в порядке, определяемом самой палатой Федерального Собрания, и считается принятым, если за него проголосовали большинство членов Совета Федерации от общего состава Совета Федерации или большинство депутатов Государственной Думы от общего состава Государственной Думы.

Вопрос о поддержке или об отклонении инициативы возбуждения парламентского расследования рассматривается  на  пленарном заседании соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления письменного обращения.

Решение о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации и считается принятым, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы (членов Совета Федерации).

Палата Федерального Собрания Российской Федерации, принявшая постановление о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования, незамедлительно направляет его в другую палату Федерального Собрания Российской Федерации, которая в течение 15 дней рассматривает вопрос о поддержке инициативы возбуждения парламентского расследования и большинством голосов от общего  числа депутатов Государственной Думы (членов Совета Федерации) принимает соответствующее решение, которое оформляется постановлением.

Решение о возбуждении парламентского расследования считается принятым, если  палата Федерального Собрания  Российской Федерации поддержала  инициативу возбуждения  парламентского  расследования, выдвинутую другой палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

Парламентское расследование не  проводится, если палата Федерального Собрания Российской   Федерации отклонила инициативу возбуждения парламентского расследования, выдвинутую другой палатой Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Субъекты парламентских расследований

Парламентские расследования проводятся комиссиями, образуемыми для проведения конкретного расследования каждой из палат Федерального Собрания из состава соответственно членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. 

Образование совместных комиссий палат Федерального Собрания не допускается.

Комиссия самостоятельна в своей работе и до окончания парламентского расследования никому не подотчетна. Вмешательство в работу комиссии со стороны членов Совета Федерации либо депутатов Государственной Думы не допускается.

 

Палаты Федерального Собрания Российской Федерации на паритетных началах формируют парламентскую комиссию по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования , состоящую из депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, и избирают ее сопредседателей.

В состав членов комиссии - депутатов Государственной  Думы должно входить равное число представителей всех депутатских объединений в Государственной Думе. Отказ депутатского объединения от направления своих представителей в состав комиссии не является препятствием для ее создания.

 

Основания для возбуждения парламентского расследования

Парламентские расследования могут проводиться комиссиями, образуемыми Советом Федерации, в случаях:

грубых нарушений прав и свобод человека и гражданина в период действия чрезвычайного положения, введенного Президентом Российской Федерации на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации;

грубых нарушений Конституции Российской Федерации и федерального законодательства при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти Российской Федерации, а также в органы государственной власти субъектов Российской Федерации;

совершения судьей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации несовместимых с его статусом действий;

совершения Генеральным прокурором Российской Федерации, нижестоящими прокурорами несовместимых с их статусом действий;

совершения заместителем Председателя Счетной палаты Российской Федерации несовместимых с его статусом действий;

совершения членом Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, несовместимых с его статусом действий.

территориальных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации;

неправомерного использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и внутри Российской Федерации.

 Парламентские расследования могут проводиться комиссиями, образуемыми Государственной Думой, в случаях:

 совершения действий, несовместимых со статусом соответствующего должностного лица:

должностным лицом федерального органа исполнительной власти, в том числе должностным лицом аппарата Правительства Российской Федерации;
должностным лицом системы Центрального банка Российской Федерации;

Председателем Счетной палаты Российской Федерации, одним из ее аудиторов, должностным лицом аппарата Счетной палаты;
Уполномоченным по правам человека Российской Федерации.

также в случаях:

выяснения причин и обстоятельств аварий и катастроф, повлекших большие человеческие жертвы или нанесших значительный материальный ущерб;

выяснения причин и обстоятельств конфликтов, имеющих общественную значимость, за исключением территориальных споров и конфликтов между субъектами Российской Федерации.

 

Парламентскому расследованию подлежат:

факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;

обстоятельства, связанные с возникновением  чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

обстоятельства, связанные с негативными последствиями чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 

Функции парламентского расследования

Комиссия в ходе парламентского расследования:

устанавливает достоверность фактов и событий, послуживших основанием для данного парламентского расследования;

устанавливает причины и обстоятельства фактов и событий, послуживших основанием для данного парламентского расследования;

выявляет виновных лиц, чьи решения, действия или бездействие способствовали наступлению неблагоприятного события либо не способствовали его предотвращению или предотвращению (уменьшению) тяжелых последствий;

выявляет лиц, виновных в совершении действий, несовместимых со статусом должностного лица федерального государственного органа или государственной организации, в том числе лица, занимающего государственную должность категории «А», за исключением Президента Российской Федерации, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

обращается в соответствующие государственные органы с требованием привлечения виновных к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности,

а также с предложениями об устранении условий, способствовавших совершению действий (бездействию), несовместимых со статусом должностного лица федерального государственного органа или государственной организации, наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость,

а также о мерах по ликвидации последствий этих фактов и событий.

 

нет

Права Комиссии

Комиссии для реализации поставленных перед ними целей используют следующие формы работы:

заседания;

слушания;

проведение проверок и сбор сведений в местах событий;

направление запросов в государственные, муниципальные и негосударственные органы и организации.

Комиссия в целях полноты и объективности парламентского расследования вправе:

вызывать на свои заседания или слушания для дачи показаний любых должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, за исключением Президента Российской Федерации;

вызывать на свои заседания или слушания для дачи показаний граждан, руководителей или представителей общественных и религиозных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий независимо от формы собственности;

запрашивать и получать необходимую для данного парламентского расследования информацию от государственных и муниципальных органов, общественных и религиозных объединений, коммерческих и некоммерческих организаций, предприятий независимо от формы собственности;

привлекать к расследованию независимых специалистов, а также общественные объединения, иные негосударственные организации, за исключением коммерческих, на добровольной безвозмездной основе;

требовать от руководителей государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных (в том числе с государственным или муниципальным участием) акционерных обществ, организаций и предприятий откомандирования в распоряжение комиссии специалистов за счет средств, выделенных на финансирование соответствующей комиссии;

направлять своих представителей с целью проведения проверок и сбора сведений;

осуществлять иные действия, установленные настоящим Федеральным законом.

 

Комиссия при осуществлении своей деятельности имеет право:

запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства Российской Федерации,   федеральных   органов   государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного   самоуправления, учреждений и организаций относящиеся   к предмету   парламентского расследования копии документов, а также информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;

приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам должностных лиц;

приглашать для дачи объяснений по расследуемым комиссией фактам и  обстоятельствам  граждан, обладающих  специальными знаниями либо информацией, которая может способствовать парламентскому расследованию;

опрашивать приглашенных лиц и заносить их объяснения в соответствующий протокол.

Рабочие группы в соответствии  с  поручениями комиссии имеют право:

выезжать на место расследуемого комиссией события в порядке, установленном регламентом комиссии, для сбора информации, касающейся предмета парламентского расследования;

запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций относящиеся к предмету парламентского расследования копии документов, а также информацию, необходимую для проведения парламентского расследования;

при выезде на место расследуемого комиссией события опрашивать должностных лиц по расследуемым ею фактам и обстоятельствам и заносить их объяснения в протокол. При опросе должностных лиц и граждан должно присутствовать не менее трех членов рабочей группы.

 

Заседания Комиссии

Заседания комиссии являются закрытыми, если не принято иное решение комиссии.

На открытом заседании вправе присутствовать аккредитованные при данной комиссии журналисты, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, специально уполномоченные представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, общественных и религиозных объединений.

Слушания комиссии являются открытыми, если не принято иное решение комиссии.

На слушаниях вправе присутствовать аккредитованные при данной комиссии журналисты, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, специально уполномоченные представители Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, общественных и религиозных объединений.

Заседания комиссии, как правило, закрытые. По решению комиссии ее заседания могут быть открытыми. Порядок допуска граждан и представителей средств массовой информации на открытые заседания определяется комиссией самостоятельно

Обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании

Лица, привлеченные к участию в парламентском расследовании, обязаны выполнять все требования комиссии.

Воспрепятствование ходу парламентского расследования, выражающееся в отказе явиться на заседание или слушания, проводимые комиссией, отказе давать показания перед комиссией, даче заведомо ложных показаний, влечет за собой административную ответственность

Совершение отдельных нарушений, указанных в законопроекте, высказывание угроз в адрес члена комиссии, привлеченного ею специалиста и иные формы воспрепятствования деятельности комиссии влекут уголовную ответственность.

За непредоставление информации, запрошенной комиссией, либо предоставление заведомо ложной информации руководитель соответствующего органа или организации несет уголовную ответственность.

 

Должностные лица обязаны по запросу комиссии или рабочей группы в течение 15 дней предоставить требуемые копии документов и запрашиваемую информацию. Предоставление комиссии или рабочей группе сведений о частной жизни граждан допускается только с их согласия.

Должностные лица и граждане, приглашенные на заседание комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам, обязаны:

прибыть на заседание комиссии;

дать все необходимые объяснения и правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.

За отказ в предоставлении или за уклонение от предоставления требуемых копий документов и запрашиваемой информации, за предоставление комиссии или рабочей  группе  заведомо  неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений и дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой,  за неявку на заседание комиссии или рабочей группы без уважительных причин  должностные лица несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации  (ответственность предусматривается статьей 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы") и статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации").

Результаты парламентского расследования

Доклад о результатах парламентского расследования.

 

В докладе комиссии указываются предложения, адресованные соответствующим государственным органам:

о привлечении виновных к дисциплинарной, административной или гражданско-правовой ответственности, в том числе о взыскании с должностного лица стоимости ущерба, нанесенного его решениями, действиями или бездействием;

о возбуждении уголовного дела, если в действиях или бездействии виновного содержатся признаки преступления;

об устранении условий, способствовавших совершению действий, несовместимых со статусом должностного лица федерального государственного органа или государственной организации;

об устранении условий, способствовавших наступлению неблагоприятных событий, имеющих общественную значимость, а также о мерах по ликвидации последствий этих событий.

о мерах по недопущению в будущем аварий, катастроф, конфликтов и других событий, которые можно предотвратить;

о мерах по совершенствованию государственной службы, организации и механизма функционирования государственной власти в целом

Итоговый доклад  комиссии.

В итоговом докладе должны содержаться выводы  комиссии по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.

В докладе могут содержаться предложения:

о принятии законодательных и подзаконных актов, направленных на предотвращение фактов и обстоятельств, которые послужили основанием для проведения парламентского расследования, а также  на устранение пробелов  в законодательстве Российской Федерации, регулирующем отдельные сферы общественных отношений:

об освобождении от  должности должностных  лиц, действия   (бездействие) которых повлекли (повлекло) за собой возникновение фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования,

 предложения по совершенствованию деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Итоговый  доклад  может  направляться  в  федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации

 

Особенности статуса члена комиссии

Член комиссии на весь срок парламентского расследования вправе не посещать пленарные заседания соответствующей палаты; заседания координационного органа палаты, если он входит в него; заседания комитета или комиссии палаты, членом которых он является.. На члена комиссии распространяются положения Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».

Член комиссии, депутат ГД или член Совета Федерации, также пользуется правами в соответствии с Федеральным законом от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального   Собрания Российской Федерации".

 

 

Полномочия членов рабочих групп, реализуемые ими при исполнении поручений комиссии, определяются Федеральным законом от 8 мая 1994 года № 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального  Собрания Российской Федерации".

 

Взаимодействие комиссии с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

нет

В случае грубого или массового нарушения   гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе непосредственно либо через своего представителя участвовать в работе комиссии, а также в заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации при рассмотрении ими вопроса об утверждении итогового доклада.

 

Вступление в силу Федерального закона

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон  вступает в силу со дня его официального опубликования.

Парламентское расследование проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после его вступления в силу.

 

 

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Октябрь 2005 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          
Новости в стране

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

14 апреля 2017
СМИ: безработных россиян планируют лишить медицинской страховки

06 апреля 2017
Число бедных в России в 2016 году увеличилось на 300 тысяч человек

06 апреля 2017
Организованные Навальным протесты одобряют 38% россиян – «Левада-центр»

06 апреля 2017
Правительство попросили раскрыть список освобожденных Путиным от налогов россиян

06 апреля 2017
Страна ждет отставки Медведева: рейтинг премьера оказался ниже Жириновского

06 апреля 2017
Первый канал их не покажет. Зато они покажут властям

06 апреля 2017
Прожиточный минимум в России сократился в конце 2016 года до 9700 рублей

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков