Не только политика
В Барнауле родилась звезда мировой оперы


Анонсы

Баннер

Баннер

ОБЛАКО ТЭГОВ

Госдума приняла закон об ответственности туроператоров

Обсуждение законопроекта об обязательном страховании ответственности туроператоров перед своими клиентами. Пленарное заседание Государственной Думы 17 января 2007 год

Председательствующий. Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович по седьмой поправке.

Рыжков В. А. Спасибо, Борис Вячеславович. 

Вся моя обеспокоенность и обеспокоенность подавляющего большинства субъектов Российской Федерации, "Деловой России", "Опоры", ТПП, РСПП, которые выступают против данного закона, связана только с одним - с судьбой небольших компаний в регионах. Это те компании, которые сегодня принимают небольшие группы иностранцев в алтайской тайге, на Байкале, на Камчатке, на Сахалине, водят небольшие туры с участием иностранцев по Уралу. Вот здесь, если принять поправку в том виде, в котором она есть, номер семь, то получается, что есть только два вида туризма - выездной, когда наши едут за границу и внутренний и международный, когда небольшая туркомпания из Алтая или, скажем, из Бурятии, водит наших туристов внутренних, плюс принимает небольшие группы иностранцев. Вот тогда получается, что высокий размер фингарантий - 5 миллионов и 10 миллионов, распространяются на вот эти небольшие региональные туристические компании. И, Борис Вячеславович, Юрий Александрович, большинство из них, до половины, просто разорятся, они не выдержат вот этого размера фингарантий, который устанавливает закон.  

Но я дальше буду предлагать поправку, чтобы выделить ещё один вид туризма - это внутренний и въездной. Это те небольшие региональные компании, которые водят наших туристов вот по турам в регионах и принимают небольшие группы иностранцев. И это сняло бы все проблемы. Я не понимаю, почему с таким упорством Ростуризм настаивает на высоких фингарантиях для вот этих небольших региональных туроператоров, которые никакие чартеры не возят, а принимают небольшие группы иностранцев в наших регионах. Если принять поправку в этом виде, она нанесёт сокрушительный удар по приёму иностранцев в наших регионах, сокрушительный удар по отрасли, где работают, как я сказал, с членами семей, до миллиона человек. Поэтому нельзя её принимать в таком виде. Предлагаю в таком виде эту поправку отклонить и принять поправку из числа отклонённых, мою, где вводится новый вид туроператорской деятельности - внутренний и въездной туризм.  

Председательствующий. Спасибо. Пожалуйста, Юрий Александрович, мнение комитета. 

Барзыкин Ю. А. Комитет дважды рассматривал эти предложения и предлагает принять к пленарному заседанию поправку в том виде, в котором она предложена. Это связано, прежде всего, с тем, что в статье 1 настоящего закона определяются понятия туризма, в том числе и въездного отдельно, и выездного, и внутреннего, и международного, который определяется как выездной и въездной. 

В поправке же речь идёт о сфере туроператорской деятельности, что, конечно же, нельзя смешивать с понятийным аппаратом. И мы с вами, Владимир Александрович, об этом говорили и в понедельник на заседании комитета.  

Я специально запросил в Ростуризме сведения о количестве туроператоров, получивших лицензии с 2002 по 2007 год по регионам. По Алтайскому краю туроператоров, лицензии получено всего 33, из них в сфере международного туризма, то есть с ... работает всего девять. По Республике Алтай соответственно 36 туроператоров и работает только три. И мы в законе закрепили понятие, которое определяет, что все туроператоры и турагенты, которые работают с иностранными гражданами, если это не связано с пересечением границы, они будут получать, туроператоры, финансовую гарантию как для внутреннего туризма, то есть 500 тысяч рублей, а турагенты, работающие по агентским соглашениям, вообще никаких финансовых гарантий уплачивать и получать не будут. 

Поэтому получение будет необходимо только для тех туроператоров, которые будут работать непосредственно либо с реализацией турпродукта, сформированного иностранным партнёром за границей, либо связанное с пересечением границы.  

Поэтому те прогнозы, о которых вы говорите, при ближайшем рассмотрении говорят о том, что они не подтвердятся и, конечно, мы, так же как и вы, в не меньшей степени обеспокоены тем, чтобы, с одной стороны, защищались права потребителя, а с другой стороны, регулировался рынок, он не разрушался, а, наоборот, стимулировал его развитие. Спасибо. Предлагается принять данную редакцию. 

Председательствующий.  Спасибо.  

Уважаемые коллеги, ставится на голосование седьмая поправка. Кто за то, чтобы её принять, прошу голосовать. Предложение депутата Рыжкова - отклонить. 

Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования. 

Результаты голосования                   10 час. 56 мин. 47 сек.  

Решение принято. 

Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович, 28-я поправка. 

Рыжков В. А. 28-я поправка как раз связана с размером фингарантий. Это тот вопрос, который вызывает наибольшее напряжение в обществе и в отрасли.  

Юрий Александрович, вот спасибо за ваше такое детальное толковое объяснение по прежнему вопросу. Но вот вопрос: не возникает ли противоречие с тем, что вы говорили, если почитаете внимательно 28-ю поправку? Посмотрите, что здесь написано.  

10 миллионов рублей фингарантия для туроператоров осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма. Это понятно. Это те самые чартеры в Таиланд, о которых чаще всего говорят.  

Дальше. 500 тысяч рублей для туроператоров осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и въездного туризма. Тоже вроде бы понятно. 

А дальше идёт странная такая, посмотрите, 10 миллионов рублей для туроператоров осуществляющих деятельность в сфере внутреннего и (или) въездного, а также выездного туризма. То есть это можно толковать так, что всё-таки те вот алтайские туроператоры, небольшие компании, иркутские, бурятские, которые привезли две-три группы иностранцев в горы и сделали для них эксклюзивный, допустим, конный тур или сплавной тур, они попадают под 10 миллионов. Понимаете, это по крайней мере можно читать так.  

Поэтому мне кажется, что надо эту поправку исключить, либо разъяснить, то есть ещё поработать над ней, но в таком виде, мне кажется, принимать её опасно, потому что возможно именно такое толкование.  

Разъясните, пожалуйста. 

Председательствующий.  Пожалуйста, Юрий Александрович. 

Барзыкин Ю. А.  Скажу откровенно, именно размер финансовой гарантии вызывал те многочисленные споры, которые и определили срок рассмотрения данного законопроекта с 15 сентября вот до сегодняшнего дня. Удалось найти компромиссные решения по внутреннему туризму, он снижен до 500 тысяч рублей, в виде не снижения размера финансовых гарантий, а введения переходного периода в один год, и также принятие этого закона, отсрочки его до 1 июня, дает возможность адаптации рынка к новым условиям по финансовому обеспечению, в том числе и для тех вопросов, о которых Вы и говорите - разработке методических рекомендаций, осуществлении на практике этих положений, принятии правил по оказанию туристских услуг и ряда других нормативно-правовых документов, которые могут приниматься правительством. 

Здесь же речь идет об основных принципах, об основных положениях, к которым и относится сфера туроператорской деятельности в области международного туризма, и размер финансового обеспечения для этой деятельности. 

Все те маленькие фирмы, ну пользуясь вашей терминологией, которые занимаются экстремальными, приключенческими, охотничьими и другими турами, конечно же, они и сегодня не занимаются получением виз для въезжающих и выезжающих туристов, они это делают через других туроператоров, которые имеют на то и представительство в МИДе и соответствующие навыки, и естественно материальную и финансовую основу. 

Поэтому они будут работать, если это будут на агентских соглашениях, вообще без финансового обеспечения, ответственность все равно будет нести туроператор головной, если же они сами будут формировать этот продукт внутри страны - они будут уплачивать 500 тысяч рублей, что абсолютно, вернее получать гарантию на 500 тысяч рублей, что абсолютно приемлемо, потому что это лишь объем или размер финансового обеспечения. Плата же за него составит от 0,5 до 4-5 процентов, то есть от 800 рублей в месяц до 1500‑2000 рублей в месяц, что конечно же является приемлемой суммой для туроператора, который не только должен формировать и реализовать продукт, но и нести ответственность за его исполнение. 

Спасибо. Предлагается принять данную статью и поправку в предложенном виде. 

Председательствующий. Спасибо. Ставится на голосование 28-ая поправка. Кто за, прошу голосовать. Предложение депутата Рыжкова - отклонить. Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования. 

Результаты голосования                                 11 час. 01 мин. 37 сек.

Решение принято. 

По таблице номер 2. Здесь четыре поправки. Есть ли необходимость отдельного обсуждения какой-либо поправки? 

Рыжков Владимир Александрович, пожалуйста. 

Рыжков В. А. Есть, уважаемые коллеги. Потому что помимо самого голосования важна стенограмма сегодняшнего обсуждения. Юрий Александрович подтвердит, что и по терминологии, и по технологии много есть вопросов. Поэтому нам важно в стенограмме зафиксировать определённые принципы, чтобы потом правоприменители не могли их толковать произвольно. Поэтому, мне кажется, важно некоторые вопросы отфиксировать.  

И, Борис Вячеславович, я прошу чтобы мы коротко, но содержательно обсудили три поправки: первую, вторую и четвёртую. Первую, вторую и четвёртую.

Председательствующий. Спасибо. Спасибо. Формально давайте мы проголосуем за таблицу. 

Ставится на голосование таблица номер 2 поправок, рекомендованных комитетом к отклонению, без первой, второй и четвёртой поправок. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования. 

Результаты голосования                                 11 час. 02 мин. 58 сек. 

Решение принято.  

Пожалуйста, депутаты Рыжков по первой поправке. 

Рыжков В. А. Вот, уважаемые коллеги, здесь очень важный момент - что такое турпродукт. 

Вот Юрий Александрович сегодня упоминал о том, что на новогодние каникулы и рождественские целый ряд туристов попали в тяжёлую ситуацию.

Мы тоже посмотрели информацию. Как правило, вина лежала на авиакомпаниях, на перевозчиках. Даже в тех случаях, когда туроператоры оплатили перелёт или переезд, задержка была на авиакомпаниях. 

Юрий Александрович, вот здесь вопрос к вам, как к профессионалу и разработчику закона, одному из разработчиков. Как нам выйти из тяжёлой ситуации?  

Вот в том виде, в котором предлагает комитет, ответственность за перевозку сейчас будет возложена на туроператоров.

А как быть, если туроператор свои обязательства выполнил, деньги авиакомпании перечислил, она два дня держит в ..., или где-нибудь там в Хургаде народ, а ответственность несёт туроператор? Поэтому моя поправка, она, мне кажется, более такая как бы подробная. Здесь речь идёт о трёх видах услуг, две из которых, как минимум, должны входить в турпродукт. Это перевозка (трансферт), проживание и туристические услуги. 

Комитет предлагает более жёсткую формулировку, мы это обсуждали в понедельник, проживание и переезд. Я в принципе с этим согласен. Но как нам избежать такого, когда вина будет лежать на авиаперевозчике, а ответственность понесёт и деньги будет платить туроператор? Поэтому я предлагаю эту поправку внимательно обдумать и проголосовать.  

Председательствующий. Пожалуйста, Юрий Александрович, ваша позиция.

Барзыкин Ю. А. Комитет сформировал в виде поправки новое определение понятия "туристского продукта", которое полностью соответствует статье 12.12 Гражданского кодекса. Сегодня турпродукт определяется, как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену, независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания или других услуг по договору о реализации туристского продукта. Два существенных условия договора, по которым потребитель может получить возмещение, прежде всего, у того, с кем он заключает этот договор, то есть с туроператором. 

Сегодня же и вчера, и нам бы не хотелось, чтобы это происходило завтра, потребителя пускают по кругу. Туроператор говорит, что я выполнил все условия, обращайтесь к авиакомпании, к перевозчику. Перевозчик ссылается на различного рода объективные и субъективные факторы, и также не всегда возмещает этот ущерб. 

Поэтому всё приводится в соответствии с действующим Гражданским кодексом. Несёт ответственность тот, кто вступает в договорные отношения, а затем в определённом законодательством порядке возмещает для себя те или иные потери, затраты или ущерб. Не включение в эти существенные условия экскурсионного обслуживания, я думаю, тоже понятно. Можно было бы два выбирать: размещение экскурсионное, а перевозку, что является, наверное, определяющим сегодня, уже переводить на перевозчика. 

Поэтому вашей поправки идеология, она учтена и закреплена в нашей поправке. Поэтому формально она отклонена, по тому, как она здесь вами предложена, но она закреплена еще с большей юридической силой по защите прав потребителя. 

Председательствующий. Спасибо. 

Ставится на голосование первая поправка из таблицы отклоненных. Кто за - прошу голосовать. Предложение комитета - отклонить. Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования. 

Результаты голосования                              11 час. 07 мин. 15 сек. 

Решение не принято. 

Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович, по второй поправке. 

Рыжков В. А. Вот как раз вторая поправка носит принципиальный характер, Юрий Александрович уже посмотрел, понимает, о чем идет речь. Я как раз предлагаю добавить виды туроператорской деятельности еще одним видом "международный въездной и внутренний". Вот это как раз те тысячи и тысячи региональных компаний, которые продвигают турпродукт уникальный. Это, как правильно Юрий Александрович сказал, экологический туризм, это "зеленый" туризм, это экстремальный, это сплавы, это конные походы, это рыбалка, это охота - это тот туризм, который составляет уникальное преимущество России. Этим туризмом московские и питерские крупные операторы никогда заниматься не будут, потому что это, в общем-то, не их интерес, они потоками занимаются. А региональный бизнес пострадает, если мы не выделим этот отдельный вид туризма и не снизим размер финансовых гарантий. Именно поэтому идет такой поток обращений, потому что именно эти небольшие туроператоры из регионов боятся, что они попадут под удар завышенных фингарантий.  

Поэтому вот вторая поправка предлагает выделить вот этот вид туризма в отдельный вид туризма и защитить малый бизнес регионов. Именно об этом просят десятки регионов, которые прислали заключения. 

Спасибо. 

Председательствующий. Пожалуйста, Юрий Александрович. 

Барзыкин Ю. А. Уважаемые коллеги! Мы подробно останавливались на рассмотрении вопроса по сфере туроператорской деятельности при рассмотрении таблицы 1. Подробно было разъяснено, что это совершенно различные виды: внутренний туризм, которым будут обслуживать и иностранцев, и наших граждан на территории России; и международный, который связан с выездом и въездом. И даже сегодняшняя практика показывает о том, что единицы занимаются в чистом виде международным туризмом, и абсолютное большинство занимается уже с потребителем иностранным либо нашим отечественным уже на территории нашей страны. 

Поэтому ваши опасения можно понять, но принять их всё-таки комитет не рекомендует. Поэтому предлагается отклонить данную поправку. 

Председательствующий. Ставится на голосование вторая поправка. Кто за, прошу голосовать. Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования. 

Результаты голосования                     11 час. 09 мин. 56 сек. 

Решение не принято. 

Пожалуйста, Рыжков Владимир Александрович, четвёртая поправка.

Рыжков В. А. Последняя поправка. Как раз вот самый такой дискуссионный вопрос, Юрий Александрович об этом уже сказал, размеры финансовых гарантий. Я здесь выразил мнение подавляющего большинства региональных ассоциаций, которые к нам обращались, и регионов, снижение сумм гарантий. Миллион рублей для международного и 100 тысяч рублей для внутреннего и въездного. 

Тем более когда речь идёт о въездном, Юрий Александрович подтвердит, как правило, иностранец въезжает сюда уже будучи застрахованным своим национальным законодательством через своего национального туроператора - итальянского, французского, английского. И вообще непонятно, зачем мы вводим дополнительные расходы нашим туристическим компаниям, когда он уже прогарантирован. То есть это просто дополнительные расходы и дополнительные накладные, которые просто приведут к удорожанию услуг. 

Поэтому просьба ещё раз депутатам внимательно посмотреть и снизить размер фингарантий. 

Председательствующий. Пожалуйста, Юрий Александрович. Кратко. 

Барзыкин Ю. А. Действительно это самый сложный и дискуссионный вопрос. Но мы прислушались и к другим рекомендациям, в том числе из субъектов Российской Федерации, которые предлагали различные размеры, и Главного правового управления администрации президента, которое предлагает ввести переходный период, определив 500 тысяч для внутреннего туризма и 5 миллионов рублей для международного туризма.   

И комитет поддержал это предложение и определил его в виде поправки, за которую вы проголосовали. Поэтому предлагается данное предложение депутата Рыжкова отклонить. 

Председательствующий.  Ставится на голосование четвёртая поправка. Кто за, прошу голосовать. Предложение комитета отклонить. 

Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования. 

Результаты голосования             11 час. 12 мин. 06 сек. 

Решение не принято. 

Уважаемые коллеги, мы рассмотрели поправки, и я ставлю на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации". Кто за, прошу голосовать.

Включите режим голосования. 

Покажите результаты голосования.

Результаты голосования             11 час. 12 мин. 45 сек. 

Решение принято. 

Пожалуйста, Юрий Александрович, ваше предложение. 

Барзыкин Ю. А. Уважаемые коллеги, у вас имеется текст законопроекта "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности", который Комитет Государственной Думы по экономической политике, предпринимательству и туризму рекомендует к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать. 

Председательствующий.  Спасибо. Вижу. По ведению - Смолин Олег Николаевич, пожалуйста. Включите микрофон.

Смолин О. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, в случае постановки законопроекта на голосование, я прошу предоставить, в соответствии с Регламентом, слово по мотивам голосования от фракции. Спасибо. 

Председательствующий.  Спасибо. 

Уважаемые коллеги, есть предложение данный законопроект поставить на голосование в третьем чтении, что мы и будем сейчас делать в режиме "часа голосования". В соответствии с Регламентом по мотивам голосования могут выступить представители депутатских объединений. Я предоставляю слово Смолину Олегу Николаевичу. Пожалуйста. До трёх минут. Юрий Александрович, присаживайтесь. 

Смолин О. Н. Уважаемые коллеги, от имени фракции я прошу вас не поддерживать этот законопроект вот по каким соображениям. Зададимся вопросом: кому он выгоден, кто от него выиграет и кто от него проиграет? Берусь утверждать, однозначно выиграют от него крупные компании, что называется, приближённые  к телу власти. Однозначно проиграет мелкий и   средний бизнес. Что касается туристов, на мой взгляд, они тоже больше проиграют, чем выиграют. 

Попытаюсь обосновать свою точку зрения. Почему проиграют мелкие компании? Уважаемые коллеги, я вам напомню, что в принципе механизм финансовых гарантий используется в разных странах. На Украине это 700 тысяч рублей, в Казахстане это 2 миллиона рублей, у нас предлагают по 10 миллионов на въездной и выездной туризм и полмиллиона на туризм внутренний. Причём, совершенно не ясна судьба агентств, поскольку предполагается, что их судьбу будет решать потом Правительство Российской Федерации, а не закон. Можно было поступить намного эффективнее, поставив размер финансовых гарантий в зависимость от оборота компании, а ещё лучше: использовать прямое страхование в этом случае. Путёвка подорожала бы процента на два, не более того. 

Второе. Введение финансовой гарантии на въездной туризм представляется мне вообще абсурдным. Почему мы, коллеги, заботимся об иностранных туроператорах? Это они должны обеспечивать финансовые гарантии для своих туристов. На мой взгляд, это чистый монополизм и чистый лоббизм. 

Сейчас в Российской Федерации из 15 примерно тысяч турлицензий только 200 турлицензий, выданные на внутренний туризм. И они, прежде всего, будут свёрнуты, именно эти компании свернутся в первую очередь, о чём говорил Владимир Александрович Рыжков. Выиграют, совершенно очевидно, монополисты, уважаемые коллеги. Уже сейчас крупные компании требуют от мелких и средних платы за сотрудничество. Естественно, в соответствии с законами монопольного рынка введение этого закона приведёт к повышению цен, когда не будет конкуренции. Кроме того, видимо, будут крупные компании скупать бизнес мелких и средних компаний. 

И, наконец, что касается туристов. Напомню, механизм, предлагаемый механизм защиты очень слаб. В любом случае турист, который окажется в сложном положении, будет долго судиться, для того чтобы получить потом свои средства и прямую защиту. Наиболее эффективным механизмом был бы механизм прямого страхования. Об этом я уже говорил.  

Почему туристы проиграют? Они проиграют дважды. Сначала произойдёт сокращение предложений и разнообразия турпродуктов, неизбежно вследствие монополизации. Потом неизбежно вследствие монополизации произойдёт повышение цен, по нашим оценкам, процентов минимум на 10-15. 

Я верю, что разработчики законопроекта хотели как лучше. По крайней мере, для крупных компаний, но получится у них как у Виктора Степановича. Переходный период, который предлагают сейчас в законопроекте, ничего не даёт. Если прежде предлагали "наступить на горло" малому и среднему бизнесу сразу "двумя ногами", теперь предлагается: сначала одной ногой, а на следующий год - второй. Напомню, уважаемые коллеги, более 200 городов, туристические ассоциации, практически все российские регионы, крупные регионы, занимающиеся туризмом, включая... 

Председательствующий. Спасибо, Олег Николаевич. 

По ведению Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. Наверное, по мотивам, да? По мотивам Никитин Владимир Петрович, пожалуйста. 

Никитин В. П. Да, спасибо, Борис Вячеславович. 

Я хотел бы тоже сказать несколько слов по мотивам голосования. Действительно, это закон очень важный, и над ним шла достаточно долгая и напряжённая работа. Нужно отдать должное и комитету профильному, и Юрию Александровичу Барзыкину, которые много сделали для того, чтобы не допустить тех очевидных ляпов и грубейших ошибок, которые могли появиться в предварительных вариантах. Хорошо, что работа несколько была продлена, кое-что удалось исправить, но тем не менее этот законопроект оказался отягощён всё-таки крупными недостатками, которые не позволяют нам его поддержать. И с этой точки зрения, мы прислушиваемся к позиции субъектов Федерации от Калининграда до Дальнего Востока, около шести десятков пришло таких обращений. Причём удивительно, что и исполнительная власть, и законодательная (представительная) оказались едины в том, что такие размеры финансовых гарантий, они, в принципе, разрушат этот рынок, приведут к крупным процессам его перераспределения в интересах мощных столичных структур. И, казалось бы, может, ничего в этом плохого и нет, но при одном условии: если возрастёт защита туристов, возрастёт защита самого гражданина, который пользуется подобного рода услугами. 

Так вот ничего подобного нет. Не сможет человек, вот на чём сейчас спекулируют, где-то застряли туристы, где-то их обманула какая-то компания, фактически их защита оказалась символической, псевдоюридической. Реально человек ничего не получит от срыва тех или иных обязательств, и это очень крупный недостаток этого закона. 

Мировой опыт разный в этой сфере.  

Пленарное заседание Государственной Думы  

17 января 2007

 

 

 

 

 

Оставить комментарий могут только зарегистрированные пользователи. Зарегистрироваться сейчас




Забыли пароль?

Регистрация на сайте

Календарь
<< Январь 2007 >>
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      
Новости в стране

22 марта 2017
С россиян начали взыскивать налоги за долги

21 марта 2017
Список самых состоятельных россиян по версии Forbes возглавил Леонид Михельсон

15 марта 2017
Создание мемориала на месте убийства Бориса Немцова поддерживает четверть россиян

15 марта 2017
Половина россиян признали судей продажными

15 марта 2017
Более четверти россиян прошли через тюрьмы

15 марта 2017
Почему в России не получаются реформы - конференция ВЦИОМ

15 марта 2017
В Совфеде поддержали отмену налогов для подсанкционных друзей Путина

15 марта 2017
Голодец рассказала об уникальных чертах бедности в России

Всё о выборах Фотографии Аудио Видео

Подписаться на новости
RSS
ГлавнаяНовостиБиографияМои выступления, статьиМнения, аналитикаКонференции, семинарыФото, видеоКонтактная информацияАрхив
Владимир Рыжков